Инструменты ОТСМ-ТРИЗ в образовании
Главная программа онлайн-школы "Мастерские знаний"
Для кого?
- Для учителей начальной и основной школы, желающих глубоко внедрить инструменты для работы с проблемами в свой учебный процесс.
- Для педагогов семейных классов и других площадок альтернативного образования.
- Для родителей, чьи дети находятся на семейном образовании.
Проблема
Часто ТРИЗ воспринимают как отдельный предмет, развивающий творческие способности ребенка.
Дети занимаются ТРИЗ, но это никак не влияет на изучение школьных предметов. Они остаются такими же обязательными и скучными.
Знакомые с ТРИЗ педагоги используют в обучении открытые задачи, но часто не могут согласовать их с другими элементами учебного процесса.
Решение
А между тем уже более 25 лет развиваются технологии, позволяющие изучать школьные предметы на базе инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и общей теории сильного мышления (ОТСМ).
На базе инструментов ОТСМ-ТРИЗ изучаются языки и литература, биология и история, математика и физика. Мы давно занимаемся этим и готовы делиться идеями и результатами.
Структура курса
Комплекс программ представлен 4-мя основными блоками:
- База (обзорный курс)
- Признаки. Наблюдаем и исследуем
- Системы и функции. Формируем системное мышление
- Проблемы. Выявляем и решаем противоречия
- Педагогический блок - расширение программы. Проблемы обучения и проблемы учения с позиций ОТСМ-ТРИЗ технологии
Дополнительно (в качестве бонуса) слушатели имеют возможность изучить адаптированные алгоритмы решения проблем и вопросы организации проектов.
Содержание БАЗОВОГО (ОБЗОРНОГО) КУРСА охватывает все темы комплекса. Базовый курс можно пройти отдельно или как блок в рамках полного курса.
Остальные блоки обеспечивают расширенное, практико-ориентированное изучение отдельных разделов. В каждом из этих блоков имеется большой объем практики с обратной связью от преподавателя, создаются условия для организации во время обучения педагогов детских проектов с использованием изученных инструментов.
Условия обучения
Тарифы
- Базовый курс - 1 660 рублей, доступ на месяц.
- Полный пакет - 13000 рублей, доступ на 9 месяцев.
- Расширение (педагогический блок) и доступ ко всем материалам курса - для тех, кто проходил курс раньше - 4000 рублей (ранняя регистрация - 2000 рублей)
- По всем тарифам, кроме базового, доступна рассрочка.
Место и время
Курс в записи - доступен к изучению в любое удобное для вас время.
С 1 февраля по 10 апреля - вебинары расширенного (педагогического) блока.
В полный пакет входит 4 консультации:
по 1 консультации после прохождения каждого блока - время согласовывается индивидуально. Для групп, разрабатывающих одну тему, проводятся групповые консультации.
Время консультации ориентировочно - 1 час на человека/группу.
Как проходит обучение
ШАГ 1. Изучаете базовый курс: смотрите послайдовые лекции, проходите тесты для самопроверки, получаете представление о всем комплексе инструментов и первые материалы для практической работы.
ШАГ 2. Изучаете модуль "ПРИЗНАКИ".
ШАГ 3. Изучаете модуль "СИСТЕМЫ".
ШАГ 4. Изучаете модуль "ПРОБЛЕМЫ".
В каждом модуле просматриваете лекции и вебинары в записи, выполняете практические задания с обратной связью. С помощью преподавателя разрабатываете методические материалы для своего учебного процесса. Проверяете его на практике, обсуждаете результаты.
ПАРАЛЛЕЛЬНО участвуете в вебинарах расширенного курса - обсуждаете, какие проблемы возникают у педагогов и у учеников в учебном процессе и какие инструменты подходят для их решения.
Если все шаги выполнены, задания проверены и приняты, получаете диплом о прохождении курса и можете заказать свидетельство о повышении квалификации (72 часа).
Дополнительно есть возможность изучить бонусные материалы по адаптированным алгоритмам и организации проекта.
Преподаватель
Алла Александровна Нестеренко,
к.п.н., сертифицированный ТРИЗ-специалист, руководитель педагогических площадок по ОТСМ-ТРИЗ технологии (Москва, Тольятти, Владивосток, Минск), практикующий педагог, имеет 10-летний опыт работы в дистанционном образовании,автор книг для педагогов и родителей.
Подробное содержание программы курса
Признаки. Наблюдаем и исследуем
Программа модуля
- Включение учебной мотивации через информационные копилки. Игры с копилками.
- Структурирование информации. Паспорт объекта и другие модели.
- Инструменты для обучения наблюдениям. События и эффекты.
- Исследование копилки с выводом закономерностей.
- Исследование копилки с целью создания моделей. Задачи синтеза.
Планируемые результаты
При условии активной работы на курсе и параллельной апробации изученных инструментов на практике педагог научится
- адекватно применять, подбирать и самостоятельно создавать игры на основе информационных копилок;
- конструировать развивающие задания для освоения школьниками инструментов "паспорт", "событие", "эффект";
- осознанно использовать инструменты на базе ОТСМ-ТРИЗ для развития воображения и логического мышления школьников;
- организовывать детские исследования
Системы и функции. Формируем системное мышление
Программа модуля
- Функция как инструмент в ТРИЗ. Подбор ресурсов на основе функции.
- Взаимодействие объектов. Использование модели взаимодействия в различных предметных областях.
- Системный лифт и системный оператор. Виды системного оператора. Применение системного оператора в учебном процессе. Системный оператор как инструмент для постановки вопросов, "интервью" на базе системного оператора. Поиск ресурсов в системном операторе.
- Исследования и проекты на базе системного оператора. Проект "История системы"
Планируемые результаты
При условии активной работы на курсе и параллельной апробации изученных инструментов на практике педагог научится
- конструировать развивающие задания для освоения школьниками инструментов "функция", "системный лифт", "системный оператор";
- осознанно использовать инструменты на базе ОТСМ-ТРИЗ для развития воображения и системного мышления школьников;
- организовывать детские проекты на базе системного оператора
Проблемы и противоречия
Программа модуля
- Противоречие как инструмент постановки проблемы. Виды противоречий в ТРИЗ и способы работы с ними.
- Сильные решения с позиций ТРИЗ. Критерий идеальности.
- Инструменты для решения проблем. Триада "Противоречие - ИКР - ресурсы".
- Ситуация выбора как противоречие. Технология анализа поступков / деяний через противоречие, ее использование в гуманитарных областях.
- Адаптированные алгоритмы. Решение исследовательских и изобретательских проблем в учебном процессе.
- Типы и уровни противоречий в содержании учебных курсов. Конструирование проблем разного уровня.
- Организация детского проекта по решению актуальных проблем.
Планируемые результаты
При условии активной работы на курсе и параллельной апробации изученных инструментов на практике педагог научится
- конструировать развивающие задания для освоения школьниками разных типов противоречий и способов их разрешения;
- осознанно использовать инструменты на базе ОТСМ-ТРИЗ для развития диалектического мышления школьников;
- ставить и решать ловушки и частные проблемы в содержании учебных курсов;
- оценивать содержание учебных программ с точки зрения использования в нем различных типов проблем;
- организовывать детские проекты на базе инструментов для формулирования и решения противоречий.
Расширение курса
"Проблемы обучения и проблемы учения с позиций ОТСМ-ТРИЗ технологий"
Программа модуля
Проблемы учебного процесса глазами педагога.
- Новый "портрет выпускника" - чем он отличается и что из этого следует.
- Как меняются подходы к содержанию образования и что нас ждет впереди.
- Типы проблем в учебном процессе и способы их "инструментовки"
- Метафора как инструмент педагога
Проблемы учебного процесса глазами ученика
- Отдаем проблемы детям. Этапы и пути "передачи" учебных проблем.
- Расширенный "Самолет мотивации" как модель учебной деятельности. Типы учеников и инструменты для работы с ними. Роли как инструменты учебного процесса.
- Инструменты ОТСМ-ТРИЗ технологии для учеников различного типа
Планируемые результаты
На расширенном модуле программы педагог получит возможность, опираясь на инструменты ОТСМ-ТРИЗ технологии,
- строить модели учебного процесса и подбирать подходящие инструменты для их реализации;
- обсуждать с учениками учебные проблемы и передавать инструменты для их решения;
- осуществлять индивидуальный подход, опираясь на ресурсы ученика;
- строить диалог с учеником, обсуждая проблемы, возникающие в учебном процессе
РЕКОМЕНДУЕМ!
Перед регистрацией и оплатой по тарифу "ПОЛНЫЙ ПАКЕТ"
записаться на бесплатную консультацию, чтобы убедиться,
что этот курс - то, что Вам нужно!