Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Как появились "Мастерские Знаний" (Интервью)
Алла Нестеренко, ТРИЗ-специалист, создатель дистанционной школы «Мастерские знаний» рассказывает о трудностях, первых успехах и о специфике работы онлайн.
– Алла, расскажите, как появилась ваша школа?
– Я закончила аспирантуру в московском Институте повышения квалификации в 2007-м. Защитила кандидатскую по педагогике и вернулась в Петрозаводск. Мне нужен был достаточно свободный график, чтобы ездить на свои площадки в разные города (Тольятти, Владивосток, Москву).
– В чём заключается работа руководителя площадки?
Я помогаю преподавателям освоить определенные приемы, методы обучения, педагогические технологии. Приезжая в другой город, я провожу занятия, даю открытые уроки и мастер-классы, смотрю и анализирую уроки, планирую их исследовательскую деятельность.
Помимо площадок у меня всегда была какая-то основная работа. Когда я вернулась в Петрозаводск, в центре доп. образования открывался отдел дистанционного обучения. Какое-то время я проработала его начальником. Поставила систему дистанционного обучения moodle, набрала группу, сделала первые онлайн-курсы. У людей есть такое наивное представление, что учить дистанционно – это начитывать лекции. Лектор рассказал теорию, дал задания – ученик прослушал, прислал ответ лектору. Это очень упрощённое представление. Когда я начала заниматься дистанционным обучением, поняла, что её можно построить довольно интересно. Организовать реальную деятельность в дистанционном режиме. В moodle, например, есть возможность создать базу данных. Она помогает собирать и упорядочивать информацию по отдельной теме. Там можно вставить картинку, разные типы полей. На основе базы мы стали делать с детьми копилки[1], позже паспорта[2]. У нас до сих пор там лежит курс биолога, Натальи Борисовны Голицыной «Изучаем живую природу». Она придумала паспорт животного, а дети этот паспорт заполняли.Потом на основе этой базы дети могут продолжить исследования. Например, ребенка заинтересовало родительское поведение животных. Он смотрит все записи, которые сделали другие дети и сравнивает родительское поведение своего животного с другими. В итоге можно получить целый срез информации, выйти на проект.
Я держала параллельно 2 сайта. Выкладывала задания и в центр, и для своих площадок. В Карелии трудно было набрать людей. Нас не отправляли в командировки, не было возможности общаться с педагогами лично. Зато мои учителя в Тольятти, Владивостоке – очень легко включались в обучение, приводили много детей. В 2009-м я поняла, что пора делать дистанционную среду. Сначала возникло электронное пособие «Мастерская знаний» и большой курс по его освоению. Мы использовали всё ту же среду moodle. Там удобно публиковать лекции с обратной связью, задания, тесты. Этим мало кто интересовался, пока в 2012-м у меня не появились преподаватели во Владивостоке.Я позвала учителей на курс, пообещала заниматься бесплатно с теми, кто придёт. Пришёл всего один человек. А через год, после второго потока очных занятий во Владивостоке на дистант пришла целая команда учителей Приморья. Координировала их Галина Ярмоленко, замечательный специалист, позже она написала магистерскую диссертацию по ОТСМ[3] -ТРИЗ технологии.
Это был удивительный опыт. Материал лежал долгое время никому не нужный. Потом вдруг что-то произошло и пришла целая толпа заинтересованных учеников.
В то время я рассматривала онлайн-курсы как дополнительное обучение для преподавателей, и несмотря на востребованность, у меня не было в планах открывать свою онлайн-школу. Но в прошлом году в нашем центре организовали Кванториум, а дистанционное обучение ликвидировали. Я потеряла работу, но получила немного свободного времени. Да, у меня остались школы в Приморье, Москве ещё несколько групп в детском клубе. Но всё равно появилось свободное время и понимание – надо делать что-то своё.
Так совпало, что в прошлом году все ведущие школы ТРИЗ стали проводить вебинары: Российская Ассоциация (Кислов А. В., Пчелкина Е.Л.), Creatime(Гин А.А.) и наша школа «Мастерские знаний». Я решила начать с тренинга «Развитие воображения средствами ТРИЗ». Его предстояло ещё разработать. Создавать что-то новое – это всегда удовольствие, приток энергии. Я не рассчитывала на особую прибыль и решила провести занятия, если будет хотя бы 10 заказов. Набралось человек 15.
К тому времени небольшой опыт ведения вебинаров у меня уже был. Гульназ Садыкова пригласила прочитать 3 вебинара для курса по ТРИЗ-педагогике. Так вышло, что с этих лекций пришли одни из самых активных слушателей онлайн-школы: Ольга Селезнёва, Татьяна Платонова, Алёна Попова.Они сразу стали активно у меня консультироваться. Когда открылся набор на РТВ, я сказала Ольге, что у нас пока совсем немного потенциальных слушателей. Она ответила: «Мы позовём всех наших». Через неделю пришло более 50 человек. Потом Татьяна Платонова завела группу на фэйсбуке. Спасибо Гульназ Садыковой за то, что научила своих слушателей помогать преподавателям.
Параллельно Елена Михайловна Грединарова попросила большую годовую программу для педагогов. И я запустила 2 большие программы: «Инструменты ОТСМ-ТРИЗ в образовании» и «ТРИЗобретатель». Программы оказались востребованными.
Потом я стала думать, что есть другие замечательные лекторы, которые тоже должны быть услышаны. Первой, кого я позвала, была московский ТРИЗ-педагог, Наталия Ключ. Наталия провела одну лекцию на моём тренинге по развитию воображения. Слушателям очень понравилось. И я стала заказывать ей другие темы: «Детский тайм-менеджмент», «Управление аудиторией на развивающем занятии».
Так получилось, что у нас сейчас уже 10 педагогов. Елена Тимофеева – учитель русского языка и литературы, завуч моей образовательной площадки – частной школы «Дарина». Наталья Голицына – замечательный биолог с хорошей «тризовской» базой (мы работаем вместе много лет). Специалисты в области преподавания ТРИЗ – Наталия Ключ, Нелли Козырева, Надежда Журавлева. Надежда ведет тренинги по решению задач, она автор любимой детьми технологии «Служба спасателей». Наталия Ключ будет, скорее всего, вести детское изобретательству, Нелли Козырева – изобретательство для взрослых. Она уже провела у нас целый курс по проектированию детских игрушек «Даёшь патент на изобретение». У нас учится достаточно много педагогов доп. образования, которым нужен опыт собственного изобретательства. Если у учителя появилась возможность получить свою идею, оценить, насколько она нова, улучшить её, то он и с детьми уже будет работать по-другому.
Ещё один из значимых педагогов – Александр Сокол, специалист по изучению иностранных языков.
Отдельно надо сказать про Татьяну Сидорчук. Детские сады – не моя специфика. Но мне было важно, чтобы у воспитателей появилась возможность прослушать полный курс Татьяны Александровны. У неё за плечами 30 лет стажа, под ее руководством работают более 50 площадок в обычных российских детских садах. Разработаны технологии, которые подойдут для любого сада. Такого опыта больше нет ни у кого из преподавателей, предлагающих обучение по дошкольному образованию на базе ТРИЗ. Мы записали очный семинар Татьяны Александровны, выложили большую порцию методических материалов. Кстати, есть расширенная версия с живыми вебинарами, которые ведёт еще один уникальный специалист – Инна Николаевна Крохина, главный логопед ТРИЗовских площадок, заслуженный учитель России.
Мы планируем немного расширить тризовскую тематику курсами по проектной деятельности от методиста-биолога Людмилы Фрадковой, приглашаем и других интересных лекторов.
Так и возникла онлайн-школа. На самом деле есть разные задачи в ТРИЗ-образовании. Есть, конечно, задача распространения, популяризации информации, привлечения новых людей. Я плохо с этим справляюсь. Считаю, каждый должен заниматься тем, что хорошо умеет. Для меня важнее вырастить «второй эшелон», педагогов, которые могут делать что-то своё, но хорошо знают основы. Некоторые из них потом уйдут из профессии, займутся чем-то другим. Но моя ответственность в том, чтобы у них была основа, возможность преподавать.
У меня на площадках давно есть люди, которые нарабатывают, создают свои методики. Им нужно двигаться дальше, расти. Всегда есть вопрос, как растить этих людей. Если ты сам не развиваешься, не сможешь помочь им двигаться дальше. Когда я завела онлайн-школу, у меня появились отдельные люди в разных странах и городах: Андорре, Украине, Казахстане, у нас в стране – в Сибири, на Урале, в Ставрополье, в Приморье. Вот воспитательница ведёт группу в Иркутске в детском саду. Ты не доедешь туда. А если и доедешь, то точно не завтра. А поддерживать её тоже необходимо. Если бы не коммерческий вопрос, я занималась бы только с такими заинтересованными людьми.
[1] Копилка – технология, позволяющая пробудить интерес детей к изучаемой теме. Собирать в копилку или другими словами в коллекцию можно всё, что относится к изучаемой теме. Изучаете с ребятами звуки – можно собрать копилку звучащих предметов. Изучаете глаголы – копилку глаголов, Тема хищники – собираем приспособления, которыми пользуются хищники. Технология «копилка» предполагает дальнейшую работу с собранными предметами: их сравнение, группировку по разным признаком и даже синтез новых подобных предметов, если это копилка объектов рукотворного мира, например, стульев.
[2] Паспорт позволяет структурировать информацию внутри копилки. Чтобы сделать это, нужно выделить названия признаков, на значение которых мы будем обращать внимание. Если мы изучаем персонажей сказки, можем вписать в паспорт такие признаки: внешность, возраст, характер, поступки. Если изучаем животное, существенными признаками могут быть способ питания, способ размножения, приспособления для определённой среды обитания. Работа с паспортом позволяет превратить копилку в картотеку. С помощью картотеки, можно эффективнее сравнивать и группировать выбранные объекты, прослеживать закономерности.
[3] ОТСМ – общая теория сильного мышления. Область знаний, которая занимается разработкой инструментов для решения не только технических, но и художественных, социальных, организационных задач. Позволяет работать со сложным комплексом проблем.
– Как выглядит для вас идеальный ученик?
Это живой ученик, со своими пристрастиями, ошибками, сомнениями и надеждами. Он любит работать с детьми, и все время ставит себе интересные задачи. У него есть своя система целей. Ему нужны наши инструменты, и он готов их развивать. И у него есть для этого определённая степень свободы. В онлайне таких людей найти сегодня проще – система образования очень цепко держит свои кадры, свободы у них мало.
– Много ли таких людей в вашей онлайн-школе?
– Идеальных учеников надо и выращивать – и искать в новой аудитории. Для этого, конечно, надо заниматься популяризацией. Только без обмана. Плохо, когда люди к тебе приходят, думая, что ТРИЗ – это мозговой штурм. Да, мозговой штурм понятнее, чем решение противоречий и, может быть, многие из тех, кто пришел на «штурм» останутся и это эффективный способ их заинтересовать. Но я не готова так поступать.
Пытаюсь искать свои способы взаимодействия с новой аудиторией. Мне интересно говорить с мамами, которые ничего не знают про ТРИЗ, учить их, например, формулировать противоречие. Я двигаюсь в эту сторону. У меня есть достаточно популярная книжка «Страна загадок», в ней раздел «Ура, у нас проблема». Периодически мне посторонние люди, не знакомые с ТРИЗ, говорят, что им помог этот раздел. Поэтому я готовлю тренинг для родителей о том, как работать с детьми над проблемами. Долго не решалась взяться за эту тему. Когда берёшься за такую тему, к тебе приходят люди со своими заботами. Есть те, кто думают: «Она написала слово «проблема». Следом она скажет: «Мы избавим вас от проблем». К счастью, на пробную версию пришли понимающие слушатели. Я получила много хороших отзывов. И сейчас мы пытаемся сделать уже более серьёзный тренинг. Он будет включать 2 вебинара, серию коротких лекций и много заданий. Задания будем отрабатывать письменно. Мы попытаемся понять, кто отвечает за проблему. Как отдать её ребёнку. Когда ты манипулируешь ребёнком, а когда отдаёшь ответственность за ситуацию ему. Нужно сделать так, чтобы ребёнок сам захотел мыть руки, чистить зубы, заниматься уроками, чтобы за этими простыми вещами для него стояли ценности, ради которых стоит прилагать усилия. Тогда он сам решит, как ему сделать, чтобы ему было интересно, не тяжело. Сегодня часто встречается детоцентричный подход, доведенный до абсурда, когда родители советуются с трехлетним ребенком, отдавать ли его в тот или иной кружок, а ребенок впадает в истерику. Они не понимают, что это просто жестоко – класть на плечи трехлетнему ребенку ответственность за подобные вещи. Я очень хочу выдать для мам и пап маленькую, но понятную и необходимую порцию психологических знаний, чтобы они не копировали чьи-то решения, а осмысленно принимали свои.
С другой стороны мы планируем курс Александра Сокола для родителей, тоже достаточно большой. Александр долго вёл европейский проект по обучению языкам в семье и развитию мышления. Есть сайт с материалами на разных языках, в том числе и на русском, которыми можно пользоваться. Наша задача показать, что это совсем не сложно.
Для родителей и преподавателей, у которых нет опыта есть ещё одна возможность познакомиться с ТРИЗом (Теорией развития изобретательских задач). Как минимум раз в год мы будем проводить детский сетевой проект, в котором педагог или родитель учится инструментам и занимается с детьми. Мы выкладываем результаты на общий гугл-сайт, где можно смотреть, что делают другие команды, обмениваться опытом и так далее. У моих студентов в прошлом году были представлены интересные работы. Одна из них – работа Ольги Селезнёвой по Дедам Морозам. Она делала проект, в котором ребята исследовали копилку новогодних персонажей, придумывали нового героя, параллельно делали зимние опыты. В этом году мы решили запустить на основе этого материала сетевой проект. Сейчас в нём участвуют уже более 40 команд из 9 стран мира. Вместе мы освоим работу с копилками, поговорим о том, как структурировать информацию, искать закономерности. Следующий проект будет по изучению системного оператора. Потом мы попробуем освоить инструменты для решения проблем. Будем собирать взрослых с детьми, ведь самый эффективный вариант научить взрослого: когда что-то изучают дети и он ими руководит. Успех учителей, с которыми я работала, объяснялся во многом тем, что они участвовали в сетевых проектах, где можно учиться друг у друга.
– Насколько прибыльное дело онлайн-школа?
– Есть логика развития бизнеса. Бизнес с английского переводится как дело, но в русском языке – это две разные вещи. Цель бизнеса – получение прибыли, а у дела другие цели. И когда ты занимаешься образованием, должен помнить, что логика развития дела и логика развития бизнеса часто расходятся. Для продвижения образования нужны разработки, новые пробы, риски. За вещи, находящиеся в разработке, люди, как правило, не готовы платить. И мы живём в этом противоречии. Николай Хоменко говорил о том, что существуют движущие противоречия, в рамках которых система развивается.Система не может их преодолеть, пока в её недрах не вырастет новая система, со своими движущими противоречиями. Видимо, противоречие между целями бизнеса (связанного с охватом широкой аудитории) и целями Дела – движущее для сегодняшнего онлайн-образования. Для успеха бизнеса, мы должны сначала попытаться продать продукт, понять, есть ли достаточный спрос, а потом уже его запускать. Любого продюсера онлайн-школы учат так. А есть логика развития Дела, когда понятно, что людям, готовым продвигаться в теме, сейчас нужен этот материал. Может быть этих людей мало, и ты на этом мало заработаешь. Но завтра их будет больше. И сама тема будет развиваться. И ты сидишь в этой вилке и всё время решаешь, как развивать тот контент, который может чему-то ценному научить, потихоньку увеличивая своё сообщество. С другой стороны, важно оставаться на плаву. Это довольно интересная задача, которую нам приходится решать.
авторизуйтесь