Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Учитель, научись сам
почему опыт собственного решения проблем так важен преподавателю
В онлайн-школе "Мастерские знаний" продолжаются тренинги по решению проблем для педагогов, работающих с детьми. А мы продолжаем обсуждать, почему это важно
Как это делали раньше
Планируя с Александром Соколом онлайн-конференцию по развитию мышления, мы решили, что нам обязательно нужен хотя бы один доклад по истории преподавания ТРИЗ, о том, как всё начиналось. Рассказать об это Александр попросил своего первого преподавателя ТРИЗ, Симу (Суламифь Айзековну) Крейнину. Слушая ее, я думала о том, что нам удалось сделать обучение ТРИЗ более массовым, внедрить его в детские сады и школы. Но планка, которую задавали себе первые преподаватели, обучавшие подростков решению реальных проблем взрослыми инструментами - это планка, конечно, упала.
На мой вопрос, что больше всего запомнилось из тех занятий, Александр ответил: "Я запомнил, как мы решали задачи по АРИЗ".
АРИЗ - что это?
АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач - центральный инструмент, вокруг которого возникла теория. Собственно, это технология, позволяющая перевести нечеткую, малопонятную ситуацию в удобную для решения модель проблемы - и затем решать ее четкими инструментами. Чем-то это похоже на решение математической задачи. Есть ситуация, в которой путники двигались в разных направлениях, один пытаясь обогнать друг друга или, наоборот, встретиться - а мы должны точно узнать, сколько у них уйдет на это времени или какая нужна каждому скорость для достижения цели. И в принципе способ решения изучен, но каждая задача - новое приключение.
Разница лишь в том, что, правильно решая одну математическую задачу, мы все придем к одному ответу, а в задаче изобретательской одного верного ответа нет, есть область сильных решений, в которую и ведет нас АРИЗ. И именно по этой причине умение выполнять шаги алгоритма так важно: неграмотно сделанный шаг уведет в сторону и не обученные ТРИЗ люди часто даже не замечают, что свернули с пути, пришли к плохому, слабому решению.
Доступно и детям
Кто не решал трудных задач, тому незнакомо это удивительное чувство - ты идешь по шагам, стараешься выполнять их правильно, ты понимаешь, что, если верно подставишь данные и верно выполнишь шаги, должен получить ответ - и все равно в конце пути испытываешь счастье.
Даже относительно простые задачи, которые мы решаем с детьми по адаптированным алгоритмам, приносят это ощущение движения и победы.
И даже самые маленькие наши ученики могут с нашей помощью получить этот уникальный опыт.
Чтобы научить, надо уметь
А еще опыт математики подсказывает - учить детей решать трудные задачи должен тот, кто сам умеет их решать. Можно научить формально инструментам и шагам, можно сверить решение ребенка с ответом или оценить его другим способом. Но в любом обучении помимо знаний и умений есть опыт и установки. Помочь настроиться на работу, поддержать, когда шаг сделан - а идеи еще нет, оценить не результат, а саму деятельность ребенка - как он думал, как отвечал на свои сомнения, как оценивал промежуточный результат - всё это может сделать преподаватель, у которого подобный опыт есть.
Что мы можем? Мы можем тренироваться. Субботние тренинги по решению проблем для взрослых с детским преподавателем Надеждой Журавлевой - наше решение в помощь преподавателям ТРИЗ. Приходите, присоединяйтесь к сообществу решателей проблем. Будем спасать сказочных героев, разгадывать "решения природы", полученные в ходе эволюции, решать доступные детям жизненные задачи. Даже в записи эти тренинги интересны. Но лучше приходите "очно". Записаться можно здесь: https://otsm-triz.ru/landing_s...
Алла Нестеренко, ТРИЗ-специалист, к.п.н., руководитель учебных программ онлайн-школы "Мастерские знаний"
авторизуйтесь