Как это делали раньше

Планируя с Александром Соколом  онлайн-конференцию по развитию мышления, мы решили, что нам обязательно нужен хотя бы один доклад по истории преподавания ТРИЗ, о том, как всё начиналось. Рассказать об это Александр попросил своего первого преподавателя ТРИЗ, Симу (Суламифь Айзековну) Крейнину. Слушая ее, я думала о том, что нам удалось сделать обучение ТРИЗ более массовым, внедрить его в детские сады и школы. Но планка, которую задавали себе первые преподаватели, обучавшие подростков решению реальных проблем взрослыми инструментами - это планка, конечно, упала. 


На мой вопрос, что больше всего запомнилось из тех занятий, Александр ответил: "Я запомнил, как мы решали задачи по АРИЗ".

Доступно и детям

Кто не решал трудных задач, тому незнакомо это удивительное чувство - ты идешь по шагам, стараешься выполнять их правильно, ты понимаешь, что, если верно подставишь данные и верно выполнишь шаги, должен получить ответ - и все равно в конце пути испытываешь счастье. 

Даже относительно простые задачи, которые мы решаем с детьми по адаптированным алгоритмам, приносят это ощущение движения и победы.

И даже самые маленькие наши ученики могут с нашей помощью  получить этот уникальный опыт. 


Чтобы научить, надо уметь

А еще опыт математики подсказывает - учить детей решать трудные задачи должен тот, кто сам умеет их решать. Можно научить формально инструментам и шагам, можно сверить решение ребенка с ответом или оценить его другим способом. Но в любом обучении помимо знаний и умений есть опыт и установки. Помочь настроиться на работу, поддержать, когда шаг сделан - а идеи еще нет, оценить не результат, а саму деятельность ребенка - как он думал, как отвечал на свои сомнения, как оценивал промежуточный результат - всё это может сделать преподаватель, у которого подобный опыт есть.