Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Цепочка изобретательских игр
Есть разные игры, позволяющие развивать воображение и изобретательское мышление.
Эти игры можно собирать в цепочки и проводить последовательно, используя предыдущий игровой результат для старта следующей игры. Тогда исследовательская деятельность ребенка будет такой же интересной, как игра, но гораздо глубже и ближе к изобретательству.
Вот одна из игровых цепочек, которые позволят провести игру по руслу изобретательской практики:
- Выбрать предмет для игры, выявить его свойства.
- Менять свойства или добавлять их от других предметов.
- Выбрать самое неожиданное сочетание, и придумывать, как его применить в игре или игрушке.
Например.
Первый шаг:
Для нашего «изобретения» мы выбрали КОВЕР. Исследуем, какие у него свойства?
Нашли все доступные коврики потрогали, рассмотрели (пригодилось увеличительное стекло), попытались порвать и помять, можно даже заготовку на станке поплести.
Кстати, по результатам с детьми сочиняли загадки о коврах, по схеме ТРИЗ-педагога Аллы Нестеренко «Ковер какой? Что такое же?».
У меня в черновиках почти поэма:
- Мягкий, но не пух; разноцветный, но не радуга; из ниток, но не носок; шерстяной, но не олень; вязаный, но не шапка; лежит на полу, но не тапок; прочный, но не камень; намокает, но не салфетка; пачкается, но не штаны; можно по нему ходить, но не пол; шершавый, но не подошва; с блестками, но не звезды; тонкий, но не лепесток; лежит в прихожей, но не зонт…
На этом игру можно остановить. Но можно использовать ее результаты для следующего шага.
Второй шаг:
В увеличительное стекло (да и без него тоже) замечательно видно, что ковер сплетен из нитей – и многие его свойства непосредственно из этого вытекают.
А что, если для изготовления ковра использовать не нить, а другие материалы? Стебли растений, скрученные газеты, электрический провод, гибкие пластиковые трубки? Какие тогда новые свойства у ковра появятся?
Вот наши варианты:
- Ковер из растений – будет регулярно цвести и радовать в беседке или на веранде, если травы съедобные – то отрезать от ковра кусочки и заваривать (очень популярная идея оказалась!), если травы лечебные – валяться на нем и излечиваться, а когда ковер надоест – отдать корове на утилизацию, пусть съест!
- Ковер из провода – может принимать скульптурную форму, работать заодно забором, если подключить проводку к электричеству – то обогреет пол, осветит помещение или зарядит гаджеты.
- Ковер из пластиковых трубок будет менять цвета, если в него залить разноцветную жидкость или засыпать цветные порошки, в жару поработает поливалкой или охладителем, можно залить в него сок и пить из трубочек, он плавучий, как плот, и даже было предложение использовать его как пневмопочту – пересылать записочки из помещения в помещение.
Теперь, когда у нас появилось практическое представление о коврах, их свойствах и их полезных модификациях, мы можем приступать к третьему шагу.
Третий шаг:
Все знают, ковры используются в детских садах и игровых комнатах торговых центров. А можно ли использовать и сам ковер как игру? Давайте придумаем ковры, которые сами были бы игрой или ее частью! Припомним, какие игры у нас есть, и представим в их роли – наш ковер! Как он мог бы выглядеть, как справлялся бы со своей ролью игры?
В играх мы разбираемся, а ковер исследовали с ног до головы – так что можем предложить целый список идей для производства:
- ковры с игровым полем, которое меняется за счет изменения рельефа или накладок с липучками;
- ковер-лабиринт и ковер-трансформер;
- ковер с проектором и ковер-планшет;
- ковер – хранилище и ландшафт для игрушек;
- ковер-театр с декорациями;
- ковер, который висит на потолке и с него свисают ковровые же лианы и лестницы для юных «тарзанов»;
- ковер для бассейнов – который стреляет в игроков мячиками и зубной пастой!
Все идеи, которые здесь описаны, предложены детьми.
Каждая из этих игр хороша и по-отдельности: исследовать предмет, сочинять загадки, изменять свойства, представлять предмет в виде игры и игрушки. Но собранные в цепочку, они помогают как следует прогреть наш мотор воображения; дольше удерживать фокус внимания на предмете, замечая гораздо больше деталей и подробностей; превратить эти детали и подробности в питательную среду для генерации идей; превратить эти идеи в правдоподобные предположения – в теме, которая хорошо знакома детям. Играя, пройти тем же путем, который проходят все творцы – от вопроса к изобретению.
Ещё больше игр и примеров смотри на курсе "Изобретаем с детьми".
авторизуйтесь