Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Приём "Оживление" в литературном творчестве
Оживление-окаменение - один из шести приёмов фантазирования, которые используют ТРИЗ-педагоги в работе с детьми.
Мы часто встречаем этот приём в художественной литературе. И сегодня поговорим о том, как можно брать готовые сюжетные линии и использовать их как основу для детского творчества.
Для примера возьмём произведение Ганса Христиана Андерсена: «Серебряная монетка».
Текст можно почитать здесь: http://az.lib.ru/a/andersen_g_h/text_1150.shtml
Эта сказка повествует о судьбе монеты, которая попала в чужую страну. Люди относились к ней с пренебрежением, думали, что она фальшивая, ведь в их стране таких монет не было. Бедная монетка сгорала от стыда и негодования. Ведь была она на самом деле из чистого серебра. Но никто ей не верил.
Что делает автор в этой сказке?
Мы придумываем новую историю с детьми, пытаемся оживить предмет. И перед нами встаёт вопрос: как придумать для нашего предмета такой интересный эпитет, на основе которого можно построить сюжет.
Для начала выберем предмет, про который хотим рассказать. Допустим, это бутылка. Мы спрашиваем ребят: что вы можете сказать об этой бутылке? Какая она?
Получаем целый ворох ответов:
- Красивая, - Хрупкая, - Пустая, - С узором, - Зеленоватая, - Прозрачная, - Стеклянная, - Высокая и т. д...
Как мы работаем с этими определениями. Сначала выбираем наиболее интересные признаки для дальнейшей работы. Мы не можем взять признак «красивая». Ведь это определение ничего не говорит о предмете. Красивым может быть стул, человек, дерево – всё что угодно. А нам нужно определение, которое бы как-то отличало нашу бутылку от других вещей.
Что ещё важно при выборе признака: этот признак должен вызывать у нас ассоциации с характером героя. Здесь подойдут признаки, которые мы можем отнести и к человеку.
Например: хрупкий, пустой. Мы можем сказать: пустой человек, хрупкая девушка. И это даёт нам представление о характере бутылке.
Здесь подойдут признаки, которые мы можем отнести и к человеку.
Например: хрупкий, пустой. Мы можем сказать: пустой человек, хрупкая девушка. И это даёт нам представление о характере бутылке.
Следующий шаг. Мы определились с признаком. Теперь можем поиграть в игру «Хорошо – плохо».
Пусть одни ребята ищут плюсы в выбранном признаке, а другие – минусы.
Пустая бутылка.
Плюсы:
+ Бутылке легко. Она чувствует себя необременённой.
+ Бутылка пустая и к тому же прозрачная – через неё видно, что происходит вокруг. Зеленоватое стекло придаёт всему, что вокруг интересный оттенок.
+ Бутылка может наполнить себя чем-то новым. Может выбрать любое содержание, какое захочет.
Минусы:
- Бутылка пуста, ей грустно, всё время чего-то не хватает. Она с завистью смотрит на другие бутылки, которые наполнены разными маслами и напитками.
- Бутылка неустойчива. Она пустая, к тому же очень хрупкая – может легко упасть.
- Бутылка переживает – хозяева ничего в ней не хранят. Значит, она не нужна. Скоро её могут выбросить.
Любой плюс или минус может обернуться интересной историей. Особенно если мы сделаем ещё один шаг. Посмотрим, как сама бутылка относится к этому своему свойству.
Бутылке легко – она чувствует себя свободной. Но вот хозяин решил заполнить её жирным оливковым маслом. Для бутылки это настоящая катастрофа. Как ей избежать такой участи?
Или наоборот – бутылка хочет наполниться чем-то. Она с завистью смотрит на другие бутылки и банки на полке. Ищет, какое наполнение ей подойдёт. Просит горсточку сахара у сахарницы, ложку масла у соседней бутылки. Что же получится в итоге?
Это уже начало истории, которую ребята могут сами придумать и записать.
Вот примеры подобных историй:
https://jlpsite.ru/2019/03/10/...
В заключение хочу сказать, что работа с этим приёмом развивает чувство эмпатии у ребят. Для многих это безопасный способ поделиться своими эмоциями, высказаться через творчество.
Надеюсь, материал был полезен и вы попробуете его в работе.
Записаться на ближайший вебинар по литературному творчеству можно здесь:
https://otsm-triz.ru/fantaziru...
авторизуйтесь