Оживление-окаменение - один из шести приёмов фантазирования, которые используют ТРИЗ-педагоги в работе с детьми.

Мы часто встречаем этот приём в художественной литературе. И сегодня поговорим о том, как можно брать готовые сюжетные линии и использовать их как основу для детского творчества.

Для примера возьмём произведение Ганса Христиана Андерсена: «Серебряная монетка».

Текст можно почитать здесь: http://az.lib.ru/a/andersen_g_h/text_1150.shtml

 Эта сказка повествует о судьбе монеты, которая попала в чужую страну. Люди относились к ней с пренебрежением, думали, что она фальшивая, ведь в их стране таких монет не было. Бедная монетка сгорала от стыда и негодования. Ведь была она на самом деле из чистого серебра. Но никто ей не верил.


Что делает автор в этой сказке?

 

Фото с сайта https://mediateka.online/
Фото с сайта https://mediateka.online/
Фото с сайта spirk.ru
Фото с сайта spirk.ru

Мы придумываем новую историю с детьми, пытаемся оживить предмет. И перед нами встаёт вопрос: как придумать для нашего предмета такой интересный эпитет, на основе которого можно построить сюжет.


Для начала выберем предмет, про который хотим рассказать. Допустим, это бутылка. Мы спрашиваем ребят: что вы можете сказать об этой бутылке? Какая она?

Получаем целый ворох ответов:

- Красивая, - Хрупкая, - Пустая, - С узором, - Зеленоватая, - Прозрачная, - Стеклянная, - Высокая и т. д...


Как мы работаем с этими определениями. Сначала выбираем наиболее интересные признаки для дальнейшей работы. Мы не можем взять признак «красивая». Ведь это определение ничего не говорит о предмете. Красивым может быть стул, человек, дерево – всё что угодно. А нам нужно определение, которое бы как-то отличало нашу бутылку от других вещей.

Что ещё важно при выборе признака: этот признак должен вызывать у нас ассоциации с характером героя. Здесь подойдут признаки, которые мы можем отнести и к человеку.

Например: хрупкий, пустой. Мы можем сказать: пустой человек, хрупкая девушка. И это даёт нам представление о характере бутылке.