Обучая детей ТРИЗ, мы учим их решать проблемы.  А значит, ТРИЗ-педагог должен уметь решать проблемы с детьми. Это очевидно. Но не все так просто. Лет 10 назад мы регулярно получали от начинающих преподавателей ТРИЗ запрос:

- Помогите! Я уже решил с детьми все известные мне задачи. Что же мне дальше-то делать?!


Сегодня недостатка в  задачах  нет. Их много - и в книжках, и на сайтах. И вопросы звучат другие.

- А как я пойму, правильно ли дети отвечают?
- А как вообще реагировать на детские решения? Ведь единственно верного ответа у изобретательской задачи нет! А если я не пойму, что он имел в виду? А если не разберусь, будет ли это работать? SOS!


 

Любые решения принимаются с восторгом! Чем больше - тем лучше. Если идет соревнование команд - победит та, которая дала больше решений, пусть даже все они нереальны, а некоторые вообще не имеют отношения к поставленной проблеме. Главное - открыть фонтан идей. Такая стратегия может быть оправдана на самых первых занятиях с дошкольниками или младшими школьниками. Если она используется постоянно, это способствует воспитанию юных демагогов и не имеет отношения к обучению ТРИЗ. 

Как правило, на первых порах такие педагоги считают, что у них все в порядке, но потом начинают задаваться вопросом - а что дальше? Чему все-таки я учу? Если вопрос возник, помощь "спасателей" будет уместна.

Эту стратегию нередко выбирают школьные учителя, привыкшие, чтобы ученики отвечали "как надо".  Такие педагоги используют на занятиях только задачи, в которых есть контрольный ответ и старательно тянут к ответу своих подопечных, мало заботясь о способах, которыми он будет получен. Помню свой первый шок, когда после пяти дней обучения (очные курсы в то время были длинными) я устроила учителям практикум по решению задач с аудиторией. 


Вышла очень серьезная курсантка, предложила коллегам задачу - и стала сразу же собирать их идеи, реагируя на них как в известной детской игре: "холодно... горячее... еще горячее... холоднее" - сообщала она в то время, как аудитория, напрочь забыв про инструменты ТРИЗ, штурмовала задачу классическим "методом тыка".  


https://ru.freepik.com/premium-photo/portrait-of-a-happy-teacher-and-a-pupil-making-an-addition_1838896.htm
https://ru.freepik.com/premium-photo/portrait-of-a-happy-teacher-and-a-pupil-making-an-addition_1838896.htm

Наконец, есть люди, которые пытаются научить детей анализировать и решать проблему с помощью инструментов ТРИЗ. Это непросто. Разному возрасту методы ТРИЗ доступны в разном объеме. Но эти люди понимают, что для успешной работы с детьми им нужен собственный опыт решения проблем. Опыт - самая загадочная, неуловимая, но очень важная часть содержания, которое получает человек, обучаясь чему-то. Он определяет наш выбор, подсказывает, что важно в данной конкретной ситуации, на нем вырастает интуиция - и все это в конце концов делает нас компетентными. И все это - опыт, интуицию, в итоге - компетентность мы отдадим своим учениками вместе с инструментами ТРИЗ, когда будем с ними решать проблемы. Педагоги, которые идут этим путём, ищут возможностей для практики.