Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Сам себе спасатель
Мы долго думали, как помочь ТРИЗ-педагогам в их профессиональном росте. Помочь всем, кто хочет, а не только тем, кто прошел большие программы в нашей онлайн-школе. В этом году мы открываем онлайн-тренинги по решению проблем на основе технологии "Служба спасателей", позволяющей обучить дошкольников и младших школьников решению проблем. Пользуясь этой технологией, дети спасают сказочнх героев. А мы с коллегами собираемся онлайн, чтобы спасти себя и друг друга. Как это? Попробую объяснить.
Обучая детей ТРИЗ, мы учим их решать проблемы. А значит, ТРИЗ-педагог должен уметь решать проблемы с детьми. Это очевидно. Но не все так просто. Лет 10 назад мы регулярно получали от начинающих преподавателей ТРИЗ запрос:
- Помогите! Я уже решил с детьми все известные мне задачи. Что же мне дальше-то делать?!
Сегодня недостатка в задачах нет. Их много - и в книжках, и на сайтах. И вопросы звучат другие.
- А как я пойму, правильно ли дети отвечают?
- А как вообще реагировать на детские решения? Ведь единственно верного ответа у изобретательской задачи нет! А если я не пойму, что он имел в виду? А если не разберусь, будет ли это работать? SOS!
И не торопитесь снисходительно смеяться - такие вопросы как раз задают глубокие, вдумчивые педагоги. Они понимают, что радоваться любому детскому решению недостаточно, чтобы научить ребенка решать проблемы. Самое трудное - среагировать на детский ответ так, чтобы ребенок не только почувствовал успех, но и увидел, куда ему расти дальше.
По тому, как педагог организует и ведет процесс решения проблемы, а особенно - по его реакции на ответы учеников можно судить о качестве его работы. Для себя я выделяю три стратегии - и соответственно три типа педагогов.
Стратегия 1
Главное - чтобы дети были активны!
Любые решения принимаются с восторгом! Чем больше - тем лучше. Если идет соревнование команд - победит та, которая дала больше решений, пусть даже все они нереальны, а некоторые вообще не имеют отношения к поставленной проблеме. Главное - открыть фонтан идей. Такая стратегия может быть оправдана на самых первых занятиях с дошкольниками или младшими школьниками. Если она используется постоянно, это способствует воспитанию юных демагогов и не имеет отношения к обучению ТРИЗ.
Как правило, на первых порах такие педагоги считают, что у них все в порядке, но потом начинают задаваться вопросом - а что дальше? Чему все-таки я учу? Если вопрос возник, помощь "спасателей" будет уместна.
Стратегия 2
Главное - привести детей к верному ответу!
Эту стратегию нередко выбирают школьные учителя, привыкшие, чтобы ученики отвечали "как надо". Такие педагоги используют на занятиях только задачи, в которых есть контрольный ответ и старательно тянут к ответу своих подопечных, мало заботясь о способах, которыми он будет получен. Помню свой первый шок, когда после пяти дней обучения (очные курсы в то время были длинными) я устроила учителям практикум по решению задач с аудиторией.
Вышла очень серьезная курсантка, предложила коллегам задачу - и стала сразу же собирать их идеи, реагируя на них как в известной детской игре: "холодно... горячее... еще горячее... холоднее" - сообщала она в то время, как аудитория, напрочь забыв про инструменты ТРИЗ, штурмовала задачу классическим "методом тыка".
Представьте, что няня, пытаясь научить ребенка ходить, берет его за руку и волоком тащит из одного конца квартиры в другой. Ребенок при этом делает ногами хаотические движения, а иногда и их не делает, но няне кажется, что он ходит. Такой образ навевает описанная выше стратегия. Но если ее приверженцы чувствуют потребность что-то изменить в сложившейся схеме, им можно помочь.
Стратегия 3
Учим думать
Наконец, есть люди, которые пытаются научить детей анализировать и решать проблему с помощью инструментов ТРИЗ. Это непросто. Разному возрасту методы ТРИЗ доступны в разном объеме. Но эти люди понимают, что для успешной работы с детьми им нужен собственный опыт решения проблем. Опыт - самая загадочная, неуловимая, но очень важная часть содержания, которое получает человек, обучаясь чему-то. Он определяет наш выбор, подсказывает, что важно в данной конкретной ситуации, на нем вырастает интуиция - и все это в конце концов делает нас компетентными. И все это - опыт, интуицию, в итоге - компетентность мы отдадим своим учениками вместе с инструментами ТРИЗ, когда будем с ними решать проблемы. Педагоги, которые идут этим путём, ищут возможностей для практики.
Вот поэтому мы решили сделать онлайн-тренинги для педагогов и родителей. Для тех, кто понимает - чтобы учить решать проблемы, надо иметь этот опыт. С августа раз в месяц автор технологии "Служба спасателей", "взрослый" и "детский" педагог нашей онлайн-школы, Надежда Журавлева, будет заниматься со взрослыми решением проблем. Решать - и рассказывать, как организовать эту работу с детьми. Записывайтесь, давайте расти вместе!
https://otsm-triz.ru/landing_s...
Алла Нестеренко, к.п.н., ТРИЗ-специалист, руководитель учебных программ онлайн-школы "Мастерские знаний"
авторизуйтесь