Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Учимся совмещать противоположности
Сегодня мы с вами поговорим о совмещении противоположностей. Умение совместить разные значения признака в одном объекте – то, что нелегко даётся начинающим изобретателям.
Но в то же время именно это умение помогает решать даже самые сложные на первый взгляд задачи.
Есть целый ряд задач, сформулированных как прямое противоречие, которые решаются с помощью совмещения противоположностей. Возьмём для примера детскую задачку, основанную на сказке «Дочь – семилетка». Напомним, что в этой сказке царь загадывает дочери бедняка прийти «ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка».
Давайте рассмотрим подробнее одно из заданий: прийти с гостинцем, но без подарочка. На его примере можно рассмотреть все способы разрешения противоречий:
1. Совмещаем противоположные значения, разделяя их во времени:В в одно время – подарок есть, в другое – его нет.
И здесь возможны такие решения:
- Прийти с подарком из льда или снега. Подарок быстро растает.
- Ваза – в один момент целая – в другой – разбита.
- Подвижный подарок. Вот подарок в руках – а вот он уже улетел. Так решила задачу девочка, которая принесла царю перепёлку.
2. Совмещаем противоположные значения признака, переходя в надсистему. Части – подарок. В целом – не подарок. Или подарок состоит из таких частей, что брать его неприятно.
Например, цветок, разобранный по лепесткам или фигурка, сделанная из мусора.
3. Объединяем противоположные занчения внутри одного объекта. Часть подарок – часть не подарок. Здесь подойдёт, например, пирог – половина пирога пригорела или пересолена.
4. Снаружи подарок – внутри – не подарок. Яблоко – снаружи красивое, внутри – червивое. Рубаха – снаружи красивая, внутри – колючая неприятная.
5. Соединение с другими объектами. Само подарок – вместе с чем-то не подарок. Банка варенья – сама по себе подарок. Но если вылить банку на царский кафтан, соединить варенье с кафтаном – получится уже подарок наоборот или антиподарок.
Способы разрешения противоречий в таком виде подготовлены Аллой Нестеренко и Галиной Тереховой для программы ТРИЗобретатель.
За основу были взяты разработки Николая Хоменко (подробнее в статье https://otsm-triz.org/content/tecn_pr_ru). Хоменко в свою очередь опирался на труды Альтшуллера. Таблицу разрешения физических противоречий, находим в АРИЗе 85-В
Давайте посмотрим задачки, подходящие для каждого способа разрешения противоречий. Большую часть задач берём из курса ТРИЗобретатель.
Черепашка принцессы
Задача на основе материала Е.Л. Пчелкиной и А.В. Кислова
У принцессы есть любимая черепашка. Она свободно ходит по дому. Черепашка часто залезает под мебель. Её очень трудно оттуда достать, чтобы покормить. Принцесса хотела поменять мебель – но папа-король не разрешил. Он велел решить проблему с черепашкой!
Принцесса расстраивается и просит ей помочь – сделать так, чтобы черепашка под мебель не могла залезть.
Разрешение противоречия: сама по себе черепашка низкая, может залезть под любую мебель, вместе с чем-то – высокая.
Один из вариантов решений: прикрепить к панцирю черепашки какой-то предмет, который увеличит ее высоту и не даст ей пролезть под мебель.
Как уничтожить следы
Решение: ребята стали делать «следы» из семечек и крупы. Через несколько дней их съедали птицы, и можно было играть снова.
В книге американского писателя Сетона-Томпсона «Маленькие дикари» рассказано о мальчиках, которые летом жили в лесу жизнью индейцев. Они играли в охотников: разбрасывали по лесу бумажки, обозначавшие следы оленей – и потом искали воображаемого оленя по следам. Но очень скоро весь лес в окрестностях их палатки был засыпан такими «следами», и играть стало невозможно, так как новые «следы» перемешивались со старыми. Разноцветных бумажек у ребят не было. Мальчики нашли выход. Попробуйте узнать, как они решили проблему?
Разрешения противоречия: во время игры следы есть – после игры – нет.
Как шлифовать тонкие стеклянные пластинки?
Задача из книги Г.Альтова "И тут появился изобретатель"
Мастеру-ювелиру нужно отшлифовать по краям 10 одинаковых тоненьких стеклянных пластинок, чтобы сделать из них украшение. Но пластинки хрупкие и легко ломаются. Как быть мастеру?
Разрешение противоречия: каждая пластинка хрупкая – вместе пластинки прочные
Решение: Пластинки складываются в стопку и в таком виде шлифуются по краям.
Костюм для гнома
задача предложена В.Г.Березиной
Решение: Рубашку лучше всего делать полосатой. Именно так появилась тельняшка (матросская полосатая рубашка)
Однажды гномик Вася отправился кататься на яхте. День был солнечный, Вася оделся в белый атласный костюм, обул белые ботиночки, а на голову надел белую панамку. Проплывая мимо селения, Вася увидал на берегу своих друзей. Но сколько он ни махал им ручками, Васю на фоне белого паруса так и не заметили.
В следующий раз Вася решил надеть тёмный костюм, но в этот день погода испортилась, небо заволокли тучи. На их фоне Васю снова не было видно. Сел тогда Вася и задумался: как ему быть?
Разрешение противоречия: часть костюма белая, часть – чёрная.
Павианы и мандарины
задача с сайта trizland.ru - креативный мир
"Фермеры южноафриканской провинции Трансвааль совсем исхудали. Каждый год стада павианов уничтожают почти весь урожай мандаринов. Не помогают ни сторожа, ни собаки, ни ружьё. Как фермерам защитить плоды?"
Разрешения противоречия – посадить что-то, что выглядит снаружи как мандарин, но внутри – совсем другое по вкусу.
Решение: Среди мандариновых деревьев фермеры посадили несколько лимонов. Когда павиану раз-другой попадается лимон, он решает, что тут растет одна кислятина, и больше на мандарины не покушается.
Вот так способы совмещения противоположностей могут помочь юным изобретателям решать задачи. В следующей заметке мы поговорим с вами о тренировочных упражнениях и заданиях, которые могут научить ребят совмещать противополжные признаки в одном объекте.
авторизуйтесь
и иллюстрации в тему , помогают запомнить способ, Молодец!!!