Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Паспорт и картотека как инструменты ТРИЗ образования
Картотека – это метод сбора информации, который с давних пор помогал ученым и людям искусства структурировать накопленные знания, а также создавать что-то новое на примере собранного материала. Появился этот метод гораздо раньше, чем Теория решения изобретательских задач.
Первая картотека относится к 17-му веку. Её изобрёл немецкий ученый и лингвист Готфрид Вильгельм Лейбниц, который впервые выдвинул теорию исторического происхождения языков.
Удивительной картотекой обладал величайший сыщик, Шерлок Холмс. Он собирал все интересные криминальные дела минувших лет, использовал эти сведения для раскрытия новых дел. Но зачем же это нужно современному школьнику?
Чтобы с лёгкостью и интересом изучить новую теме. Алла Нестеренко в своей книге «Мастерская знаний» советует в качестве эксперимента достать из шкафа шкатулку со старыми пуговицами и попробовать их сгруппировать по каким-то признакам. Через некоторое время вы войдёте в азарт и поймаете себя на том, что интересуетесь размером пуговиц, их формой, материалом. Возможно, у вас появятся пуговицы – фавориты, которые имеют необычную форму или раскраску.
Примерно тот же процесс происходит и с ребёнком, когда он начинает играть с копилкой или картотекой. Это может быть стопка слов, которая помогает ему в игре освотить принципы построения предложения. Или наглядные изображения чисел, которые позволят ему разобраться с составом числа. Самая простая копилка может быть в виде карточек со словами, чисел или открыток. Подробнее о работе с копилкой в начальной школе можно почитать в материале замечательного ТРИЗ педагога, Ингриды Николаевны Мурашковской «Работа с картотекой для творчества учеников».
Более сложный вариант этого инструмента ТРИЗ – составление паспортов. Допустим, мы изучаем животных одного вида, которые проживают в разных климатических поясах. Нам нужно сравнить определённые показатели: их рост, вес, пропорции и выяснить, меняется ли это всё в зависимости от климатической зоны. Удобнее всего завести паспорт на каждое интересующее нас животное. Нам важно зафиксировать существенные признаки: его изображение, рост, вес, климатическую зону. Сравнив ряд таких паспортов, мы сможем прийти к определённым выводам, как климат влияет на внешний вид животного.
Можно изучать всё что угодно: химические элементы или литературных героев.
Но нам будет проще объяснить принцип этого инструмента ТРИЗ на примере новогоднего проекта «Друзья Деда Мороза», Мы взяли для изучения новогодних персонажей разных стран. Думаю, к середине проекта участники стали настоящими знатоками Дедов Морозов, а главное усвоили принципы систематизации информации.
Как велась работа с паспортом:
Ученики работали с нашей копилкой, в которой было 10 изображений Дедов Морозов из разных уголков мира и краткая информация о них. Они изучали эту копилку, сравнивали новогодних героев и выбирали персонажа, о котором хотели бы узнать больше.
Ребята выявили признаки, которые им казались важными. Например, костюм новогоднего героя, способ его перемещения, любимая еда. Выбранные признаки записывались в форме паспорта. Вот несколько примеров того, как мог выглядеть шаблон:
У ученика уже есть персонаж, о котором хочется узнать подробнее. Теперь ему нужно найти как можно больше информации и заполнить паспорт. Здесь примеры детских работ:
Понятно, что это игровое задание и тема выбрана на первый взгляд несерьёзная. Но что мы получаем на выходе?
Ребята учатся выделять существенные признаки объектов, в данном случае новогодних персонажей. Им приходится анализировать тексты и отбирать нужную информацию.Они могут сравнить выбранного героя с персонажами других стран. Посмотреть, например, чем наш Дед Мороз похож на китайского или монгольского. Что есть уникального у него, чего нет у других героев. Здесь уже тренируется навык сравнения и классификации.Вот как такой простой инструмент ТРИЗ может сформировать целый ряд умений у наших ребят.
авторизуйтесь