Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Диагностика. Как узнать, чему мы научили?
В конце августа нынешнего 2020 года на нашей площадке пройдет русская секция конференции "Оценивание как инструмент развития мышления", посвященной диагностике мыслительных умений.
Почему важна эта тема? Как она представлена сегодня в ТРИЗ-образовании? Обсудим в этой статье.
Чтобы что-то улучшить, что-то исправить, нужно это что-то сперва изучить. Понять, как оно устроено и как работает. Мышление, поведение, творчество ребенка - не исключение. Если мы хотим научить ребенка думать, сочинять, фантазировать, управлять своими желаниями и поступками, нам потребуется оценить, как он это делает сейчас и что меняется в результате нашей работы. И значит, нам нужна диагностика.
Много лет проработав со школьными учителями, я знаю - средний учитель работает ровно на тот результат, которым его проверят. Контрольная в конце темы - значит, будем учить детей так, чтобы они написали эту контрольную. Более сложная межпредметная диагностика - будем отрабатывать такие задания... Апофеозом являются ОГЭ и ЕГЭ, способы подготовки к ним варьируются от заучивания ответов до серьезной проработки всего пройденного материала.
Задача многократно усложняется, когда оценить требуется мышление, т.е. решение проблем. Разные педагогические школы разрабатывают и предлагают различные подходы.
подход 1
Оцениваем то, что изучаем
С детьми, изучающими инструменты на базе ОТСМ-ТРИЗ, мы обязательно проводим диагностику освоения инструментов. Строится она довольно просто. Думаю, глядя на примеры заданий, вы сами поймете, как она устроена. Одна часть инструмента скрывается – получается задание-загадка.
Но как оценить мышление ученика, не знакомого с этими инструментами? Как помочь учителю, который еще только хочет выбрать себе подходящие инструменты – и для этого ему важна диагностика?
подход 2
Оцениваем творческие продукты
Более 20 лет назад я столкнулась с проблемой диагностики в своем экспериментальном классе и решила, что попробую оценить изменения в мышлении детей по созданным им творческим продуктам. Выбор пал на изобретательские идеи, детские картотеки и творческие тексты. Последние привлекательны тем, что не требуют отдельной оценки уровня самостоятельности ребенка. Творческий текст ребенок пишет сам. Мы всегда делали это в классе, чтобы убрать возможное влияние родителей. В то же время текст способен многое рассказать нам о мышлении его автора. Посмотрим, например, фрагмент сочинения третьеклассника о зимнем лесе.
«Когда я подошел к зимнему лесу, то я ахнул: лес был как хрустальный, и мне очень-очень захотелось войти в него. И вот я очутился в лесу. Мне сразу показалось, что лес - море, деревья - паромы, ветер в лесу - течение и как будто меня сносит течением. Я до того дофантазировал, что упал на снег.
Когда я лежал на снегу, я поднял голову и посмотрел на небо. И увидел прекрасное синее небо. И тут на небе появились точки. Я сначала не мог понять, что это за точки. Но они приближались, и я увидел стаю гусей. Они быстро пролетали. Тогда я посмотрел на деревья. На их ветках лежал белый снег. И когда солнце светило на ветки, снег блестел и получалась великолепная картина. Я немного устал и замерз, поэтому я поднялся на ноги.
Мы можем увидеть, что ученик умеет строить системное сравнение («лес – море, деревья – паромы, ветер в лесу – течение и как будто меня сносит течением). Однако в тексте присутствуют несогласованные элементы (стая гусей, неизвестно откуда взявшаяся зимой).
Системность сравнения, согласованность фрагментов – параметры оценки образного текста, позволяющие оценить уровень развития системного мышления и чувствительность к противоречиям.
Эксперимент «Введение элементов ТРИЗ в школьные образовательные программы с целью развития творческих способностей учащихся» длился 10 лет. Обобщая результаты эксперимента в своем диссертационном исследовании, я пользовалась данными психологической диагностики и педагогической оценкой детских текстов (было оценено более 10 сочинений разного жанра, позволивших проследить как изменения в творческих продуктах учеников, так и их отличие от контрольной группы).
подход 3
Оцениваем мышления в процессе работы
Новый ответ на вопрос «Как оценить изменения в мышлении учеников?» дает группа Thinking Approach (мыслительный подход к изучению иностранных языков и других дисциплин, соращенно - ТА группа) под руководством Александра Сокола.
Они предлагают оценивать мышление в процессе работы над проблемой, рассматривая три аспекта:
- Постановка учеником цели
- Постановка вопросов к учебному материалу
- Выбор параметров для описания материала
Внутри каждого аспекта – фактически три части: «делаю» (оцениваются результаты, например, поставленные вопросы или выбранные параметры); «хочу» (оцениваются установки, т.е. желание ученика ставить цели, вопросы, выбирать параметры; «могу» (оценивается уровень самостоятельности). Таким образом, если ученик выдвинул цель или сформулировал вопрос приемлемо, мы можем оценить насколько осознанно он выбирал этот шаг и выполнял его.
Как оценивается мышление ученика в процессе работы и по ее творческому выходу, покажем на мастер-классах конференции «Оценивание как инструмент развития мышления» 27 и 28 августа. Приходите! https://otsm-triz.ru/page77
авторизуйтесь