В конце августа нынешнего 2020 года на нашей площадке пройдет русская секция конференции "Оценивание как инструмент развития мышления", посвященной диагностике мыслительных умений. 


Почему важна эта тема? Как она представлена сегодня в ТРИЗ-образовании? Обсудим в этой статье.

С детьми, изучающими инструменты на базе ОТСМ-ТРИЗ, мы обязательно проводим диагностику освоения инструментов. Строится она довольно просто. Думаю, глядя на примеры заданий, вы сами поймете, как она устроена. Одна часть инструмента скрывается – получается задание-загадка. 


Но как оценить мышление ученика, не знакомого с этими инструментами? Как помочь учителю, который еще только хочет выбрать себе подходящие инструменты – и для этого ему важна диагностика?

«Когда я подошел к зимнему лесу, то я ахнул: лес был как хрустальный, и мне очень-очень захотелось войти в него. И вот я очутился в лесу. Мне сразу показалось, что лес - море, деревья - паромы, ветер в лесу - течение и как будто меня сносит течением. Я до того дофантазировал, что упал на снег. 

Когда я лежал на снегу, я поднял голову и посмотрел на небо. И увидел прекрасное синее небо. И тут на небе появились точки. Я сначала не мог понять, что это за точки. Но они приближались, и я увидел стаю гусей. Они быстро пролетали. Тогда я посмотрел на деревья. На их ветках лежал белый снег. И когда солнце светило на ветки, снег блестел и получалась великолепная картина. Я немного устал и замерз, поэтому я поднялся на ноги. 

Мы можем увидеть, что ученик умеет строить системное сравнение («лес – море, деревья – паромы, ветер в лесу – течение и как будто меня сносит течением). Однако в тексте присутствуют несогласованные элементы (стая гусей, неизвестно откуда взявшаяся зимой).

Системность сравнения, согласованность фрагментов – параметры оценки образного текста, позволяющие оценить уровень развития системного мышления и чувствительность к противоречиям.


Эксперимент «Введение элементов ТРИЗ в школьные образовательные программы с целью развития творческих способностей учащихся» длился 10 лет. Обобщая результаты эксперимента в своем диссертационном исследовании, я пользовалась данными психологической диагностики и педагогической оценкой детских текстов (было оценено более 10 сочинений разного жанра, позволивших проследить как изменения в творческих продуктах учеников, так и их отличие от контрольной группы).

Новый ответ на вопрос «Как оценить изменения в мышлении учеников?» дает группа Thinking Approach (мыслительный подход к изучению иностранных языков и других дисциплин, соращенно - ТА группа) под руководством Александра Сокола.


Они предлагают оценивать мышление в процессе работы над проблемой, рассматривая три аспекта: 

  1.  Постановка учеником цели
  2.  Постановка вопросов к учебному материалу
  3.  Выбор параметров для описания материала
<p>
		Александр Сокол, ТРИЗ-специалист, PhD, руководитель ТА группы	</p>

Александр Сокол, ТРИЗ-специалист, PhD, руководитель ТА группы