Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Рассказ по картине. Пример занятия
Рассказ по картине – важное умение, которое помогает младшему школьнику развить навыки устной речи и пересказа. Также через целостное видение и понимание картины мы можем дать зачатки системного оператора. Мы иногда включаем занятия по развитию речи в курс ТРИЗобретателя, так как многие инструменты проще вводить именно через речевые упражнения.
Вот пример одного из занятий, для ребят 6-ти лет. Занятие было разработано на основе методики «Картинка без запинки» И. Н. Мурашковски, Н. П. Валюмс.
Был морозный зимний день. Для работы я выбрала летнюю картину, чтобы можно было немного сменить обстановку.
Рядом с картиной стоит Бука. Он помогает нам с ребятами на занятиях. Бука решил отправиться в путешествие и выбрал себе для этого подходящую картину. Мы с ребятами не можем войти в картину, только если понарошку. А Буки так умеют: раз – и ты уже в картине, над головой жаркое солнце, под ногами зелёная травка. Но наш Бука очень нерешительный. Ему страшно так сразу отправляться в путешествие. Для начала он хочет картину подробнее изучить и просит ему в этом помочь. У Буки есть специальный бинокль, который поможет нам разглядеть каждую деталь на картине.
Учитель просит ребят в режиме аукциона назвать как можно больше объектов, изображённых на картине. Мы зарисовываем: пруд, детей по группам – группа в пруду. Два мальчика и девочка с цветами составляют отдельную группу, дети с мячом – ещё одна компания. И мальчик, который рыбачит в одиночестве. Игра «аукцион» провоцирует ребят называть всё новые и новые объекты. Мы начинаем отдельно зарисовывать одежду ребят, составные части удочки, книги, вспоминаем про деревья на другом берегу.
Следующее задание. "Бука благодарен вам. Вы помогли разобраться, что же нарисовано на этой картине. Для этого вы разобрали картину на части. Путешествовать по ней стало совершенно невозможно. Чтобы Бука смог совершить своё путешествие, давайте объединим разрозненные объекты обратно в картину. Какие объекты мы можем связать?"
Ребята подходят и с помощью стрелочек объединяют рисунки. Кепка – на голове у мальчика. «Мяч – я объединяю с водой», - говорит Софа, потому что он упал в воду. «Бабочка села на книгу», - дополняет Яся. Вскоре мы обнаруживаем, что связать, оказывается, можно даже, на первый взгляд далёкие объекты. Такие, как Девочка с букетом и деревья на другом берегу. Выясняется, что под этим деревом девочка собирала свой букет.
Итак, картина собрана. Бука готовится войти в картину. Но... он очень боится резких звуков! "Ребята, давайте мы проверим, нет ли в этой картине каких-нибудь резких, страшных звуков". - Мы закрываем глаза ровно на одну минуту и пытаемся услышать звуки, доносящиеся из картины. Кто-то слышит детский смех и брызги воды. Несколько человек услышали,как поплавок ударился о воду, когда мальчик закидывал удочку. Яся услышала даже, как бабочки хлопают своими крыльями – такой тонкий слух.
Замечательно, вроде бы никаких опасных звуков. Теперь Бука может войти в картину. И мы можем попробовать сделать это вместе с ним. Но для этого нам понадобится завязать глаза и снять обувь. Я завязываю ребятам глаза с помощью шарфов и мы отправляемся в путешествие. Нас ждёт мягкий ковёр, похожий на травку с камушками, разбросанными по нему. Ребята должны нащупать камни ногами. Комнатные растения заменят нам траву и цветы, которые мы видели на картине. Подвожу их к ведру с холодной водой. Трогаем воду рукой, спрашиваю: «Ну что, можно купаться?» - «Нет! Холодно!» - слышу в ответ.
Мы потихоньку выходим из картины и возвращаемся в кабинет. Спрашиваем Буку: «Ну что, как путешествие?» Выясняется, что Бука так и простоял всё время у картины в нерешительности. Он боится детей, которые слишком уж активно играют. Да и нас тоже побаивается. Он не знает, что мы за люди. Что мы делали, например, час или два назад. Вдруг мы стреляли в воробьёв из рогатки. И готовимся подстрелить Буку! Чтобы выяснить это, ещё раз посмотрим в наш волшебный бинокль. Он может не только показывать детали, но и видеть прошлое. Мы обсуждаем с ребятами, что они делали час назад, два часа назад, четыре часа назад. Выясняем, что среди нас нет хулиганов. Кто-то ел, кто-то подбирал платье перед выходом, кто-то играл. Бука спокоен. Он узнал ребят лучше и теперь не боится путешествовать по картине вместе с ними. Но вот ребятам, которые изображены на картине, он по-прежнему не доверяет. Чтобы разубедить его, каждый выбирает себе по одному герою. Задача ребёнка рассказать, что делал герой час назад, четыре часа назад, два часа назад. Что они делают сейчас, на картине. Историю можно зарисовать в квадратиках, а потом рассказать Буке. Вот вам и рассказ по картине, дополненный фантазией детей.
авторизуйтесь