Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Как работать с системным лифтом
Один из важнейших инструментов ТРИЗ – системный оператор (СО). Этот инструмент помогает развить системное мышление. С помощью него ученики могут увидеть ситуацию в целом, обращают внимание на детали ситуации или объекта, которые они рассматривают, а главное - могут пронаблюдать, как объект выполняет свою работу (функцию).
Разговор о системном операторе начнём с простейшей модели – с системного лифта.
Сначала наш взгляд фокусируется на центральном квадрате. Это объект, или система, с которой мы работаем. Для искусственных объектов обязательно формулируем функцию. Например, автомобиль - перемещает людей и грузы, стул - удерживает человека в определенной позе и т.п.
Если подняться на этаж выше – мы окажемся в надсистеме. Это место, в котором может находится наш объект, что-то, частью чего он может стать.
Надсистем может быть много. Если мы говорим о дереве – это может быть лес, сад, оранжерея или подоконник в комнате, если дерево ещё маленькое.
Опускаемся на нижний этаж – попадаем в подсистему. И здесь мы уже можем подробнее рассмотреть, из каких частей состоит система. Если это дерево – пристально всматриваемся в каждую часть: ветки, листья, ствол, кора, корни. Если это стул – делим его на спинку, ножки, сиденье. Машину можем разделить на колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и т.д...
Вот так могут выглядеть простейшие варианты.
Судя по нашему опыту, прямоугольный вариант системного лифта больше подходит для ребят постарше (8-9 лет). Второй вариант – круг в круге – более понятен старшим дошкольникам. Представление о лифте зачастую путает ребят дошкольного возраста. Им кажется – нижний этаж = нижняя часть. Если мы спускаемся на лифте и рассматриваем дерево, то этажом ниже могут быть корни. «Ну они же ниже находятся», – объясняет ребёнок в таком случае. Если мы рассматриваем дом, малыш скажет, что этажом ниже обязательно находится фундамент дома.
Лифт, представленный вписанными друг в друга кругами, упрощает задачу. В таком случае ребёнок пытается назвать просто часть объекта, не обязательно нижнюю.
Этажей может быть бесчисленное множество. Спускаясь на более низкий этаж, попадаем в под-подсистему. Например, берём отдельно древесный лист и смотрим, из каких частей он состоит. Черенок, прожилки, зубчики, листовая пластина и т. д.
Опускаясь ещё ниже, можем дойти до клетки листа.
А вот несколько упражнений, которые могут помочь освоить с ребятами системный лифт:
1. Выстройте этажи системного лифта в правильном порядке. Разрезаем лифт на квадратики и просим ребят восстановить верную последовательность. Для этого задания можно выбрать любые объекты, но лучше начать с простых и понятных: дом, чашка, платье...
2. Загадка на основе системного лифта. Ребёнок выбирает какой-то объект из предложенных и рисует его в системном лифте. При этом центральный экран остаётся пустым.
Сначала учитель сам загадывает загадку. Потом просит ребят нарисовать загадки друг для друга.
Ниже – пример и загадки детей. Попробуйте их отгадать:
Также помещаем сюда шаблоны на случай, если вы захотите воспользоваться этим упражнением:
авторизуйтесь