Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Как иСПОЛЬЗОВАТЬ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ (интервью)
Доступен ли ТРИЗ(Теория решения изобретательских задач) детям дошкольного, младшего школьного возраста? Как могут выглядеть такие занятия?
Поговорим об этом с Ксенией Даранкевич. Она руководит детским центром города Сыктывкар «Супер Я», сама преподаёт ТРИЗ, скорочтение, математику, развитие памяти и внимания, а ещё успевает учиться в нашей онлайн-школе.
– Ксения, расскажи, как возник твой центр?
– Жизнь так повернулась. Моему старшему сыну было шесть с половиной. Он сильно заболел (онкология), принимал много лекарств. Мне пришлось уйти с работы. Я строила карьеру в экономическом направлении. Всё шло хорошо, но в один момент остановилось. У меня была полная растерянность.
Понимала, что на работу выйти не могу. Если состояние ребёнка в какой-то момент ухудшится, всегда всё брошу и буду сидеть с ним. Моему сыну долгое время нельзя было никуда ходить из-за болезни. Было опасно находиться среди других, ослаблять организм вирусами. В то же время я не хотела, чтобы он отстал от своих сверстников. И ещё после годового лечения в больнице всё поменялось. Когда он был маленьким – обожал читать книжки, сочинять сказки. Знал наизусть «Муху-Цокотуху». После больницы он просто лежал на диване, ничего не хотел – только смотрел мультики целыми днями.
Передо мной встали вопросы: как пробудить мотивацию, как его учить? Тогда я открыла для себя ТРИЗ (Теорию решения изобретательских задач). Первая книжка, с которой всё началось – «Денис – изобретатель» Геннадия Иванова. Для меня было открытием и вдохновением что, оказывается, можно научить ребёнка мыслить нестандартно. Книжка настолько захватила меня, что я стала искать другие книги, углубляться в тему. Осознала, что это моё любимое, то, чем действительно хочется заниматься. Окружающие люди стали видеть результаты по Гоше, моему сыну. Они говорили: «Нам не важно, что у тебя нет образования, пожалуйста, занимайся с нашими детьми». Я благодарна, что были такие люди.У меня ведь действительно нет педагогического образования, но образование было у моей мамы. Мы с мамой открыли свой центр и я начала вести занятия.
Скупила все книжки, которые мне попадались. Я читала их и понимала – детям это объяснять сложно, нужно адаптировать. Тогда мне встретился курс Гульназ Садыковой по обучению ТРИЗ-педагогов. Я была одной из лучших учениц и уже работала с детьми. Поэтому после курса Гульназ предложила мне курировать педагогов, новых слушателей курса, проверять их задания, а также писать сценарии детских занятий по её шаблону. Это был хороший стимул. Ребята, на которых я тестировала первые разработки, ходят ко мне уже 4-й год.
– Меняются ли занятия со временем?
Сценарии были написаны на возраст 5-6 лет и я даю их ученикам первого года. Мои ученики уже выросли и я расту вместе с ними. Стараюсь решать их проблемы, смотрю, что в школе им даётся тяжело. Например, вижу, что они не умеют писать, сочинять, не дружат с рифмой. Поэтому сейчас я взяла блог сочинительства. Мы повторяем то, что уже пройдено, но на более глубоком уровне. Если в пять лет загадка состояла у нас из четырёх строчек, то теперь это целая интеллект-карта по загадке. Берём минимум пять действий, проходимся по всем каналам восприятия.
– Приведи примеры, когда что-то удивило тебя на занятии.
Мне вспомнился один случай, когда мы работали со сказкой «Теремок». Дети встали в тупик, когда я их попросила представить, как бы изменилась история, если бы это был не домик, а кусок сыра. Потом мы думали, что могло бы стать домиком. Брали случайные карточки с предметами и трансформировали эту сказку, думали какие герои подошли бы для нового «Теремка».
Один мальчик придумал очень интересную историю про сыр. Рассказал, как кусок сыра выпал из сумки и оказался на дороге. Потом прилетела муха. Герои в этой сказке были совсем другие. Мальчик так вдохновился своей историей, что сначала нарисовал иллюстрацию, потом написал текст и даже сделал объёмный домик – сыр.
Если говорить о ТРИЗ-технологиях, которые больше подходят малышам, то мне очень нравятся активные задачки. Например: дракон поймал девочку с мальчиком и сказал: «Я вас отпущу, если принесёте мне живой воды, не используя тару». Меня восхищает, что дети на ровном месте начинают включаться, придумывать решения. Я говорю: «Докажите, что ваша идея рабочая». У нас стоит ведро с водой. Они предлагают в колпачке воду принести, волосы выжать. Используют всё, что можно найти в классе кроме посуды. Потом мы анализируем, какой способ эффективнее, позволяет принести больше воды.
Помню ещё мы решали задачку из книги «Денис – изобретатель». Камень лежит на дороге и мешает. Мы положили камни на кинестетический песок, поставили игрушечный домик. Обсудили: тащить камень нельзя – слишком тяжёлый. Нужно чтобы камень сам ушёл с дороги. Малыши пяти лет справились сами, без подсказки. Догадались, что можно вырыть яму под камнем.
– Меняются ли занятия со временем?
Сценарии были написаны на возраст 5-6 лет и я даю их ученикам первого года. Мои ученики уже выросли и я расту вместе с ними. Стараюсь решать их проблемы, смотрю, что в школе им даётся тяжело. Например, вижу, что они не умеют писать, сочинять, не дружат с рифмой. Поэтому сейчас я взяла блог сочинительства. Мы повторяем то, что уже пройдено, но на более глубоком уровне. Если в пять лет загадка состояла у нас из четырёх строчек, то теперь это целая интеллект-карта по загадке. Берём минимум пять действий, проходимся по всем каналам восприятия.
– Приведи примеры, когда что-то удивило тебя на занятии.
Мне вспомнился один случай, когда мы работали со сказкой «Теремок». Дети встали в тупик, когда я их попросила представить, как бы изменилась история, если бы это был не домик, а кусок сыра. Потом мы думали, что могло бы стать домиком. Брали случайные карточки с предметами и трансформировали эту сказку, думали какие герои подошли бы для нового «Теремка».
Один мальчик придумал очень интересную историю про сыр. Рассказал, как кусок сыра выпал из сумки и оказался на дороге. Потом прилетела муха. Герои в этой сказке были совсем другие. Мальчик так вдохновился своей историей, что сначала нарисовал иллюстрацию, потом написал текст и даже сделал объёмный домик – сыр.
Если говорить о ТРИЗ-технологиях, которые больше подходят малышам, то мне очень нравятся активные задачки. Например: дракон поймал девочку с мальчиком и сказал: «Я вас отпущу, если принесёте мне живой воды, не используя тару». Меня восхищает, что дети на ровном месте начинают включаться, придумывать решения. Я говорю: «Докажите, что ваша идея рабочая». У нас стоит ведро с водой. Они предлагают в колпачке воду принести, волосы выжать. Используют всё, что можно найти в классе кроме посуды. Потом мы анализируем, какой способ эффективнее, позволяет принести больше воды.
Помню ещё мы решали задачку из книги «Денис – изобретатель». Камень лежит на дороге и мешает. Мы положили камни на кинестетический песок, поставили игрушечный домик. Обсудили: тащить камень нельзя – слишком тяжёлый. Нужно чтобы камень сам ушёл с дороги. Малыши пяти лет справились сами, без подсказки. Догадались, что можно вырыть яму под камнем.
– Расскажи про свою семейную школу.
Семейная школа возникла у нас из-за ситуации с сыном. Когда началась учёба – начались и проблемы. Я считаю, что ребёнок в 7 лет уже должен развивать волю, он уже большой. То, что он может – должен делать сам. А школа начала говорить обратное: вы должны вместе делать уроки, помогать, следить, собирать портфель. И у нас начался конфликт.
Ко 2-му классу ситуация ухудшилась. Я стала думать про семейную форму обучения, стала разбираться, в чём минусы традиционной школы. В третьем классе мы ушли в частную школу. Был большой страх, казалось, мы теряем что-то ценное. Но уже после 3-х месяцев увидела, что мы не теряем, а только приобретаем. Раньше времени почти не было. Приходилось выбирать между интересами сына и гонкой за оценками. В частной школе ситуация стала значительно лучше, но учиться было дорого. И я решила: зачем столько платить и столько работать, если могу учить ребёнка сама.
Как-то Гоша пришёл ко мне и говорит: «Не хочу ходить в ту школу, хочу, чтобы ты меня учила». И мы стали думать, как это сделать. Постепенно к нам присоединились и другие ученики. Пришла моя первая ученица по подготовке к школе. Она отличница, математику обожает, очень творческая девочка. Мы живём по соседству и как-то её мама подходит ко мне и говорит: «Смотрю за твоим Гошей и вижу, как он меняется. Вы ушли со школы, мы также хотим». На сегодняшний день у нас 14 человек, и мне очень нравится то, что происходит. Я бы хотела, чтобы у нас была целая школа по типу финской, но с использованием ТРИЗ технологий. Мечтаю, что мы сейчас отработаем формат, получим хорошие результаты, придём и скажем: «Давайте нам школу»! Но так сейчас сделать достаточно сложно, поэтому мы больше ориентируемся на вариант центра поддержки семейного образования.
Мы с Гошей уже второй год обучаемся в таком формате. Конечно, есть проблемы. Мы ушли со школы – он год не делал уроки, не читал. Через год у него восстановилось желание. Сейчас с книгой проблем нет. Весь четвёртый класс мы не делали домашние задания, но у нас пошли сразу результаты по музыке. Он закончил музыкальную школу с пятёрками. Сейчас у него 4 урока в день. С 9-ти до 2-х он занимается в нашей школе, потом идёт на станцию юннатов. Сам выбрал этот кружок. Следом музыкальная школа, потом бассейн. Вечером занятие с лошадьми. Он знает про животных намного больше меня, и у него есть выходной – воскресенье. Вечером в воскресенье он сам дополнительно решает задачи по математике, так как знает, что у него есть пробелы. Мы прошли аттестацию за четвёртый класс, сдали всё на оценки около 4 при том, что он год не делал домашние задания. Вот такие результаты за полтора года семейного образования.
– С какими трудностями ты столкнулась?
Было очень нелегко. Я для себя выставила такое противоречие: мы должны освоить традиционную программу «Школа России», где ребёнок – это объект, до которого доносят информацию. А я хочу преподавать по развивающему типу, когда я и ученик субъекты, а объект это информация, которую мы изучаем. Я не знаю, вернутся ли мои ученики в школу, как изменится ситуация, будут ли деньги у родителей платить. В итоге дети должны учиться и по традиционной системе и по развивающей. Для меня это был серьёзный вызов. И вот, как я с этим справилась.
Ученики должны знать произведения из программы «Школа России». Им придётся сдавать аттестацию в форме тестов. Я выдаю им тесты для работы дома. Дома всегда можно пользоваться дополнительной литературой и, конечно, учебником. Считаю, это тоже развивающий тип обучения – не стоять у ученика над душой и не ставить двойки за невыполненное задание. У нас в центре нет оценок. Есть понятие сдал – и не сдал. Либо ты всё ответил. Если ты не ответил, то должен разобраться взять несколько источников и найти верные ответы.
В классе мы работаем по учебникам Эльконина – Давыдова. Мне очень нравится подборка текстов в учебниках русского и литературы. На уроке мы успеваем прочитать небольшой текст и сразу его обсудить. А потом я могу ещё сказать: «Вы дома читали «Гуси-лебеди» - вспомним, какие там были герои». И мы начинаем это обсуждать в классе, анализировать произведение из программы «Школа России». Здесь мы уже можем использовать и инструменты ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Например, вспомнить сюжет и сделать раскадровку или задать вопросы главному герою сказки.
– Берёшь ли ты что-то из курсов «Мастерские знаний» в свою практику?
– Да, курсы очень помогают. Я прошла «Инструменты в ОТСМ-ТРИЗ образовании. База» и курс по развитию воображения. Ещё не добралась до метафор. На курс даётся месяц – не могу его так быстро освоить. Я по каждой теме обязательно читаю дополнительную литературу, пытаюсь сразу опробовать методику на детях. Если просто прослушаю курс – сразу всё забуду.
Мне очень помогает общение с другими слушателями «Мастерских». Например, мы встретились с Алёной Поповой – она поделилась своими наработками в каллиграфии. Включаю их в занятие и у меня получается готовый урок по русскому языку. Сейчас, например, к нам пришли ребята с ужасным почерком. Им всем нужно давать русский язык, чистописание. Но по программе у второго, третьего классов ведь нет каллиграфии. Если я урок русского языка буду тратить на каллиграфию, это будет не совсем верно. Поэтому, я беру наработки Алёны и комбинирую их с творческими заданиями. Например, мы сочиняем лимерики, тут же оформляем их в готовую работу. Тут получается и творчество, и русский язык, придумывание текста и его оформление. Наша цель не просто красиво написать этот стишок, но и грамотно. Например, если попадается сложное слово, открываем толковый, орфографический словари.
Я беру готовые алгоритмы, например, рассказ по картине[1], волшебники[2]. Стараюсь всё попробовать и на основе этого придумать что-то своё. Я же живой человек, у меня есть свои интересы. Появляется что-то новое, то, чего не было 20 лет назад. Я перерабатываю готовый опыт, беру, что есть сейчас и придумываю какие-то квесты или игры, сценарии.
– Какие проблемы можно решить с помощью ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач)?
– Помню, к нам в клуб как-то пришёл мальчик, которого отправляли на ПМПК (Психолого-медико-педагогическую комиссию). Было подозрение на отставание в развитии. Этот мальчик действительно сначала мало участвовал в занятиях. Но к концу года он научился читать и писать, стал решать задачи. На одном уроке предложил решение, как колобку спастись от лисы. Сказал, нужно начать кашлять, тогда лиса колобка не захочет съесть, ведь колобок болеет. Был и второй вариант: колобок испачкается, лиса не захочет есть грязного.
Для меня это показатель. Ребёнок, которого пытались отправить на комиссию, предлагает такие интересные решения.
Также на уроке мы можем придумать новый предмет, например чайник или игрушку. Здесь есть свои сложности. Приходят малыши, которые привыкли к заготовкам, а мы работаем с чистым листом и наглядностью. Многие поначалу боятся этого.
Заметно, что через год -два страх перед чистым листом исчезает. Интересно, когда они из плоскости переходят в объём.
Например, был у нас мост нарисованный, а я говорю: «Давайте его построим». И мы начинаем искать, как этот мост сделать объёмным. В другой раз даю им задание: нарисовать кота. И некоторые ученики делают этого кота уже объёмным. Сами прикрепляют бумажный комок к листу. Так ребята начинают понимать, что они делают и зачем. Поделки часто вызывают реакцию: ой, опять лепить. А тут вроде бы и моторику поразвивали, а с другой стороны придумали что-то новое, может быть даже для себя неожиданное.
Вообще есть разные преподаватели в садах, но эта система несовершенна. Есть молодые неопытные педагоги, которые после института вообще не понимают, как работать. К нам часто приводят детей, родители которых чувствуют, что в саду что-то идёт не так. Я вижу, что они не разговаривают, не умеют выражать свои мысли, анализировать. У нас группы небольшие. Нет такого, что кто-то молчит. Каждый разговаривает, учится описывать объект. Есть ещё такой момент как эмоциональный интеллект. Например, к нам приходят супер активные дети. В садике они мешают вести занятие, бегают, прыгают. Воспитатели их часто не любят, не хотят учить. С ними нужно как-то по-другому заниматься. В нашем центре они получают должное внимание.
Ты помогаешь им применить свою энергию и они перестают быть двоечниками, которых стараются убрать на задворки и становятся героями. Могут рассказать что-то, решить задачу, ответить на вопрос. Мы учим их показывать, свои эмоции, понимать себя. У них может просто не хватать времени сесть, замереть и почувствовать, какой он, что ему сейчас нужно. Через 2 года такие дети становятся другими, эмоционально устойчивыми, успешными. По сути это будущие отличники. В школе они уже не боятся, не чувствуют себя изгоями, включаются в работу.
Есть противоположный случай - тихони. Они привыкли сидеть и молчать, быть незаметными. А в нашем центре им приходится отвечать на вопросы, выражать свои эмоции. Через год – два они раскрываются, начинают рассуждать на занятиях. Для меня ТРИЗ для малышей 4-6 лет это прежде всего развитие речи и эмоционального интеллекта с помощью определённых технологий, которые понятны и детям и взрослым.
авторизуйтесь