Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Чем отличаются типовые решения от нетиповых?
В жизни любой творческий человек сталкивается с проблемами. В одном случае мы можем легко с ними справиться, если они типовые или стандартные, в другом нет, потому что проблема нетиповая для нас.
Но даже стандартные задачи не всегда даются нам легко. Сейчас занятия в школе как раз и построены на работе со знакомыми примерами: ребёнок способен действовать определённых обстоятельствах, уметь использовать правило (встретил приставку -пре/при – обрати внимание на значение слова, чтобы найти расстояние, пройденное человеком, умножь его скорость на время ходьбы).
Однако, у нас в школах учатся, насколько нам известно, не только медалисты. Попробуем разобраться, почему.
Рассмотрим такой случай: Нужно понять, какая приставка в слове «пр...украсить».
Ученик запросто справится с этим заданием, если он
Понимает, к какому правилу отнести эту орфограмму;
Знает, как её проверить (здесь приставка –при обозначает неполноту действия).
Может использовать правило для проверки орфограммы.
Для детей это сложный мыслительный процесс, ведь такая работа состоит из нескольких этапов:
• Переход к обобщенному образу;
• Обобщение даёт представление о том, что делать в подобных случаях;
• Общий порядок действий применяется к конкретной ситуации (результат).
А вот этот пример уже несколько сложнее, попробуем решить его.
Обособляется ли запятыми «однако» в таком предложении: Он был из знатной семьи _однако_ не кичился своим происхождением.
Как может рассуждать школьник:
Слово «однако», как и «несомненно», «наверно», «к сожалению» относится к классу вводных слов. Поэтому должно обособляться запятыми.
В данном случае решатель просто не увидел целостную картину, не посмотрел на смысл предложения. Если бы он сделал это, то мог бы понять, что перед ним союз, синонимичный союзу «но».
Итак, даже для решения стандартных проблем, ребёнку необходимо видеть целостную картину.
Простые примеры вызывают трудность, если решающий ошибается рисуя в голове ложную картину.
Школьник должен уметь обобщать и конкретизировать, а для этого необходимо знать все условия и построить верную модель!
Что же происходит, если школьник встречает нетиповую проблему:
Нужно узнать, «е» или «и» пишется в слове «ключ_к». Допустим, ученик не знает, как это проверить.
Каким способом действовать в такой ситуации?
1. Школьник понимает, что это орфограмма в суффиксе, но не знает, как проверить написание. Что делать?
– Обратиться к тем, кто способен помочь, допустим, к учителю.
– Почитать учебник
– Попробовать вывести закономерность самостоятельно
Только от ребёнка зависит, что он предпримет в этой ситуации, но у него есть возможность найти ответ.
2. Ученик построил неверный образ задачи и, следовательно, он ошибается: пытается проверить орфограмму в суффиксе как безударную гласную: «ключ_к» - «ключ Ей».
Что же поможет школьнику справиться с трудностью?
Обратимся к задаче, но не настоящей, а к её аналогу – игре «Да-Нет». Условия: дети ищут ответ. Они задают ведущему вопросы, на которые он отвечает тремя способами: «Да», «Нет», «Не имеет значения». Цель игры – узнать ответ за наименьшее количество вопросов. Рассмотрим пример ТРИЗовской игры, которая может быть использована на уроке биологии.
Загадка: «Почему паук не прилипает к паутине?»
Сначала попытаемся выяснить, от чего или от кого зависит это свойство:
– Это происходит из-за паука?
– Нет.
– Из-за паутины?
– Да.
Итак, мы узнали, что главная причина в паутине. Здесь мы сталкиваемся с противоречием: нужно, чтобы нить была липкой и удерживала насекомых. Но для паука она должна быть гладкой, иначе как он доберётся до своей жертвы. Ребята, знакомые с игрой Да-нет на этом этапе пытаются разрешить противоречие:
– Некоторые нити липкие, некоторые – нет?
– Да.
Чтобы задать следующий вопрос, нам достаточно вспомнить, какова цель охотника – добраться до жертвы. Предположим, нелипкие нити располагаются так, чтобы хищник смог с лёгкостью попасть в любое место. Вспомним, как строится сети и зададим последний вопрос:
– Липкие нити расположены по кругу?
– Нет!
– Это радиальные нити?
– Да
Вот как можно изобразить игру Да-Нет:
Есть условное поле, где содержатся любые ответы. Условно назовём его поисковым. Хороший игрок умеет задать такой вопрос, который разделит поле пополам, даст информацию о каком-то важном факторе. А это шаг на пути к верному результату. Чтобы разделить поисковое поле, нам важно помнить про цель объекта. Например, цель паука – поймать добычу. Во-вторых, – видеть противоречие (муха обязана попасть в сети, а охотник остаться цел). Напомним, противоречие – это два противоположных свойства, которые нам нужно как-то объединить. Например, сеть должна быть и липкая и нелипкая одновременно.
Что же мы узнали:
1. Одна и та же случай может быть типичным для одного человека и новым для другого;
2. Для стандартной и нестандартной ситуации необходимо уметь видеть целостную картину (образ);
3. Образ строится из свойств объектов.
В таком случае, чтобы найти сильное решение, ребёнок должен уметь работать со свойствами или признаками объекта. Этому и учит Теория решения изобретательских задач.
авторизуйтесь