Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Учим детей как находить сильные решения
Сегодня мы поговорим об основном инструменте ТРИЗ и о том, как его можно применить в детской образовательной программе.
Это Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Генрих Саулович Альтшуллер вывел алгоритм, работая с патентным фондом, проанализировав колоссальное количество изобретений. Выяснив, что техника меняется не случайно, а по определенным законам, он попытался описать как нужно рассуждать изобретателю, чтобы, опираясь на эти законы, прийти к новому решению. Благодаря тому, что мыслительный процесс творца расписан по шагам, теперь новые удивительные изобретения стали доступны и обычным инженерам и даже людям, далёким от техники.
Творчество стало наукой.
Но, конечно, если бы любой человек мог просто взять алгоритм и решить любую задачу – не стоило бы учиться ТРИЗу. АРИЗ – достаточно сложный инструмент.
Последняя версия, АРИЗ-85В включает 9 частей, 39 шагов, 11 правил и 44 примечания. Конечно, для детей инструмент в таком виде недоступен.
Возникают вопросы: можно ли освоить этот алгоритм и включить его в детскую образовательную программу.
Существуют адаптированные варианты детского АРИЗа. Воспитатели в детских садах часто используют алгоритм Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко. Он позволяет решать задачу в диалоге. Задавая вопросы, взрослый ведет малышей к решению по шагам алгоритма. Для более самостоятельной работы используют алгоритм «ДАРИЗ» или Детский АРИЗ, автор - Пчёлкина Е. Л.
Мы в своей образовательной программе пользуемся «ДАРИЗом» и технологией «Служба спасателей», придуманной Надеждой Михайловной Журавлёвой, город Тольятти.
Понятно, что дети навряд ли получат удовольствие от решения серьёзных инженерных задач, но вот сказочные задачи – им вполне под силу.
Приведём пример сказочной задачи. Посмотрим, как она решается в «Службе спасателей».
Перед самым первым занятием мы обсуждаем, кто такие спасатели. Здесь вспоминаются пожарники, служба МЧС. В общем, бравые ребята в спецкостюмах, которые могут вынести человека из горящего дома или найти в горах потерянную экспедицию. Мы обсуждаем, как ещё можно помочь человеку, например, справиться с проблемой. Это может быть проблема обычного человека, или сказочного героя.
Вот, как обычно, работает образовательная технология "Служба спасателей":
Сначала мы отгадываем героя с помощью Да-нетки. На столе выложены изображения разных героев сказок (Баба яга, Кощей, Красная шапочка, заяц, волк и т. д.). Ребята могут задавать любые вопросы, чтобы выяснить, кто же сегодня нуждается в нашей помощи. Ведущий может отвечать только Да или Нет.
Мы выясняем: сегодня заяц Коська нуждается в помощи нашей «Службы спасения».
Мы читаем сказку, выслушиваем жалобу зайца:
« Я хочу всё-таки носить поливать капусту с помощью решета. Хочу доказать барсуку, что это можно сделать, чтобы надо мной не смеялись – но вода из сита проливается, потому что оно дырявое. Ребята, помогите мне!»
1. Чтобы найти решение, нужно сформулировать противоречие, а значит отметить + и – в исходной ситуации.
+ Если смогу поливать из сита капусту – проучу барсука.
– Решето дырявое, капуста останется без воды.
Чтобы решить задачу, мы оставляем два плюса:
+ Я хожу за водой с ситом
+ Грядка с капустой хорошо поливается
2. Мы ищем конфликтующую пару. Пытаемся понять, что с чем конфликтует в этой проблеме? Конечно же это решето и вода.
3. Формулируем ИКР (Идеальный конечный результат):
Надо, чтобы сито само не пропускало воду.
4. Как же нам достичь идеального конечного результата? Конечно же, с помощью ресурсов. Смотрим, какие ресурсы есть в лесу, где живёт Коська. Ребята называют: веточки, листики деревьев, смола, кора дерева, пчелиный воск, перья птицы.
• 5. Думаем, что из ресурсов может нам помочь решить задачу.
Решения, которые обычно предлагают дети:
- Давайте выложим решето листиками.
- Можно выложить древесной корой.
- Заткнём дырки веточками.
- Можно заделать дырочки смолой или смолой и листиками, чтобы вода наверняка не проходила.
- Залепим пчелиным воском.
• 6. Что делать учителю со всеми этими вариантами? Конечно, выносить на обсуждение. Одна из важных задач этой образовательной технологии: научить ребят не только фонтанировать идеями, но ещё и эти идеи оценивать. Мы вместе голосуем за лучшее решение.
Что важно для изобретателя:
• Польза – задача должна быть решена
• Вред – решение должно быть безвредным для всех участников
• Эффективность – решение должно быть не затратным, то есть не отнимать много сил, денег, времени.
Какое из этих решений будет лучшим на ваш взгляд? Ответы пишите в комментариях.
И присоединяйтесь к нашим образовательным программам.
авторизуйтесь