Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Играем в члены предложения
Синтаксис и пунктуация в начальной школе - больная тема. Дети только что изучали части речи, разобрались, что такое существительные, прилагательные, глаголы, на какие вопросы они отвечают, какими свойствами обладают и как меняются. А тут вдруг выясняется, что эти же самые слова в предложении называются как-то иначе, причем существительные, например, могут называться и подлежащими (Лес покрылся снегом), и дополнениями (Как много у леса секретов!), и обстоятельствами (Я люблю ходить в лес.), и даже сказуемыми (Беловежская пуща - заповедный лес.). И часто дети не понимают, для чего вообще нужны эти новые названия, что за ними стоит?
Разбирая тему с ребятами в семейном клубе, мы вспомнили, что слова, словосочетания и предложения - это системы, которые могут "вкладываться друг в друга" (слова - в словосочетания, те, в свою очередь - в предложения). В системе части связываются друг с другом особым образом, чтобы выполнить работу. Работа предложения - передать законченную мысль, и каждый элемент (член предложения) в эту работу по-своему вкладывается, с другими элементами по особому соединяется. И тогда можно ответить, для чего нам учить члены предложения. Это, по сути, работа слов в предложении, которая помогает нам понять его смысл и поставить знаки препинания. Так мы с ребятами определили, и стало нам лучше.
Чтобы понять, как устроено предложение, надо научиться хорошо слова связывать. И для этого у нас есть игра. Собственно, я эту игру придумала для своих школьных учителей и их учеников, и предложения дети сначала строили из себя. Например, на доске написано:
"Дружные ребята после школы отправились на ближайший стадион играть с мячом".
Поднимает руку Саша: "Я - подлежащее РЕБЯТА". Поднимает руку Маша "Я - сказуемое ОТПРАВИЛИСЬ ИГРАТЬ. Ребята (что делали?) отправились играть; отправились играть (кто?) ребята ". Дети выходят и встают на расстоянии друг от друга. В игру включается Даша: "Ребята (какие?) дружные. Дружные - определение". Даша встает за Сашей, т.к. относится к подлежащему. Руку поднимает Слава. "Отправились играть (куда?) на стадион, на стадион - обстоятельство". Слава встает за Дашей, т.к. его слово с предлогом относится к сказуемому. Вровень со Славой встают ребята, обозначающие слова "после школы" (обстоятельство, "отправились играть (когда?) после школы" и с мячом (дополнение, "отправились играть (с чем?) с мячом"). А вот ученик со словом "ближайший" встанет уже за "стадионом" (на стадион (какой?) ближайший, определение). Таким образом дети строят структуру предложения. К сожалению, фотографии я тогда не сделала, поэтому прикладываю схему из слов.
Со своей маленькой группой "семейщиков" (детей на семейной форме обучения) мы не можем играть таким образом, слишком нас мало. Поэтому детей мы заменили фишками, а игра стала настольной. Зато мы пошли дальше. Вместо того, чтобы строить схему готового предложения, мы предложения придумываем. Перед вами результат игры, записанный по факту Варварой.
А как можно играть, объяснил для вас в небольшом видео Лёва. Что за игра и для чего, он сам объясняет (я никогда не пишу детям текст. В этом, по-моему, нет никакого смысла). Смотрите и играйте!
Алла Нестеренко, руководитель онлайн-школы "Мастерские знаний" и преподаватель в клубе творческого развития "Жираф".
авторизуйтесь