Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
Играем в члены предложения
![<p>На занятии</p> <p>На занятии</p>](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d52ec66f03de68c90eaeb69abd01152c.jpg/s/s1200x/a/35395/sc/330)
На занятии
Синтаксис и пунктуация в начальной школе - больная тема. Дети только что изучали части речи, разобрались, что такое существительные, прилагательные, глаголы, на какие вопросы они отвечают, какими свойствами обладают и как меняются. А тут вдруг выясняется, что эти же самые слова в предложении называются как-то иначе, причем существительные, например, могут называться и подлежащими (Лес покрылся снегом), и дополнениями (Как много у леса секретов!), и обстоятельствами (Я люблю ходить в лес.), и даже сказуемыми (Беловежская пуща - заповедный лес.). И часто дети не понимают, для чего вообще нужны эти новые названия, что за ними стоит?
Разбирая тему с ребятами в семейном клубе, мы вспомнили, что слова, словосочетания и предложения - это системы, которые могут "вкладываться друг в друга" (слова - в словосочетания, те, в свою очередь - в предложения). В системе части связываются друг с другом особым образом, чтобы выполнить работу. Работа предложения - передать законченную мысль, и каждый элемент (член предложения) в эту работу по-своему вкладывается, с другими элементами по особому соединяется. И тогда можно ответить, для чего нам учить члены предложения. Это, по сути, работа слов в предложении, которая помогает нам понять его смысл и поставить знаки препинания. Так мы с ребятами определили, и стало нам лучше.
Чтобы понять, как устроено предложение, надо научиться хорошо слова связывать. И для этого у нас есть игра. Собственно, я эту игру придумала для своих школьных учителей и их учеников, и предложения дети сначала строили из себя. Например, на доске написано:
"Дружные ребята после школы отправились на ближайший стадион играть с мячом".
Поднимает руку Саша: "Я - подлежащее РЕБЯТА". Поднимает руку Маша "Я - сказуемое ОТПРАВИЛИСЬ ИГРАТЬ. Ребята (что делали?) отправились играть; отправились играть (кто?) ребята ". Дети выходят и встают на расстоянии друг от друга. В игру включается Даша: "Ребята (какие?) дружные. Дружные - определение". Даша встает за Сашей, т.к. относится к подлежащему. Руку поднимает Слава. "Отправились играть (куда?) на стадион, на стадион - обстоятельство". Слава встает за Дашей, т.к. его слово с предлогом относится к сказуемому. Вровень со Славой встают ребята, обозначающие слова "после школы" (обстоятельство, "отправились играть (когда?) после школы" и с мячом (дополнение, "отправились играть (с чем?) с мячом"). А вот ученик со словом "ближайший" встанет уже за "стадионом" (на стадион (какой?) ближайший, определение). Таким образом дети строят структуру предложения. К сожалению, фотографии я тогда не сделала, поэтому прикладываю схему из слов.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/11ed9a00235c3fa96b71b679735376fb.png/s/s1200x/a/35395/sc/100)
Со своей маленькой группой "семейщиков" (детей на семейной форме обучения) мы не можем играть таким образом, слишком нас мало. Поэтому детей мы заменили фишками, а игра стала настольной. Зато мы пошли дальше. Вместо того, чтобы строить схему готового предложения, мы предложения придумываем. Перед вами результат игры, записанный по факту Варварой.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/eed1e1e1422863a9c8af44a7e3af2379.jpg/s/s1200x/a/35395/sc/244)
А как можно играть, объяснил для вас в небольшом видео Лёва. Что за игра и для чего, он сам объясняет (я никогда не пишу детям текст. В этом, по-моему, нет никакого смысла). Смотрите и играйте!
Алла Нестеренко, руководитель онлайн-школы "Мастерские знаний" и преподаватель в клубе творческого развития "Жираф".
авторизуйтесь