Биологический проект "Листья" был разработан Аллой Нестеренко и Натальей Голицыной в 2013 году и с тех пор успешно используется педагогами в разных школах.

Публикуем здесь статью нашей колеги, Ананьевой Елены Николаевны, педагога частной школы «Дарина» из Владивостока.


"Всем известно, что знания, полученные ребёнком в ходе собственных опытов, наблюдений, исследований и экспериментов, обычно самые глубокие и долговечные. На уроках окружающего мира в 1 классе я провожу проект «Листья». 

В ходе проекта мы

  • Узнаём, что лист – одна из важнейших частей дерева
  • Изучаем многообразие листьев
  • Выясняем, что листья различных деревьев имеют свою уникальную форму
  • Выделяем основные части – признаки внешнего строения листа
  • Учимся узнавать листья наиболее часто встречающихся деревьев Приморского края и определять вид дерева по листу
  • Составляем собственный атлас-определитель

Можем дать несколько советов организационного характера.

Обычно, мы рассказываем родителям, какая работа и когда будет вестись по проекту, а также какая помощь может понадобиться нам от них.


Сам проект может затянуться по времени, но гербарий и последующая копилка листьев должны быть собраны вовремя – осенью. 


Собранные листья мы разделили на две части: одну мы заламинировали, что позволило играть, не опасаясь повредить их, а другую оставили для рассмотрения в оригинале (рельеф, запах) и выполнения творческого задания.


Также рекомендуем заготовить шаблоны паспортов, мы помещаем в них фото листьев деревьев нашего края (в качестве объекта), т.к. сухие листья очень хрупкие и не выдерживают частого использования в атласе-определителе, который мы формируем как конечный продукт.


В дальнейшем мы с ребятами планируем посмотреть, есть ли связь между цветом и размером листовой пластинки и внешними факторами, а также попытаемся ответить на вопрос, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают.


С комплексным проектом «Листья» Натальи  Голицыной и Аллы Нестеренко  можно ознакомиться здесь: 

https://www.jlproj.org/this_bi...

Фото из архива автора


Елена Ананьева, учитель ЧОУ "Дарина", Владивосток