Мастерские знаний
Блог Онлайн-школы
"Листья". Пример биологического проекта
Биологический проект "Листья" был разработан Аллой Нестеренко и Натальей Голицыной в 2013 году и с тех пор успешно используется педагогами в разных школах.
Публикуем здесь статью нашей колеги, Ананьевой Елены Николаевны, педагога частной школы «Дарина» из Владивостока.
"Всем известно, что знания, полученные ребёнком в ходе собственных опытов, наблюдений, исследований и экспериментов, обычно самые глубокие и долговечные. На уроках окружающего мира в 1 классе я провожу проект «Листья».
В ходе проекта мы
- Узнаём, что лист – одна из важнейших частей дерева
- Изучаем многообразие листьев
- Выясняем, что листья различных деревьев имеют свою уникальную форму
- Выделяем основные части – признаки внешнего строения листа
- Учимся узнавать листья наиболее часто встречающихся деревьев Приморского края и определять вид дерева по листу
- Составляем собственный атлас-определитель
В ходе всего проекта школьники в интересе, работают с энтузиазмом, поэтому и усвоение сложного материала идёт быстрее и эффективнее. Растет речевая, мыслительная, творческая и поисковая активность детей, приходит понимание процессов и связей между объектами живой природы.
Впервые этот проект проводился в нашей школе с первоклассниками в 2015-2016 учебном году (учитель Родзавилова М.А., куратор Ананьева Е.Н.) и был презентован родителям в День отрытых дверей.
Первый учебный проект вызвал у ребят неподдельный интерес, они увидели значимость проделанной работы и радовались собственному успеху. Первоклассники не только освоили игры на копилке, составление паспортов и создание собственных загадок, но и научились работать в группах, вести диалог, договариваться, аргументировать свою точку зрения.
Видео публичной защиты проекта 2016-го года можно посмотреть здесь:
В нынешнем, 2020-м году проект был организован с учетом опыта прошлых лет и состоял из следующих этапов:
- Сбор гербария, отбор различных листьев для копилки.
- Игры-тренинги на нахождение признаков.
- Классификация листьев на основе копилки.
- Поиск закономерностей.
- Составление общего паспорта листа по модели «Элемент — имя признака — значение признака» или ЭИЗ.
- Работа с признаками.
- Составление паспорта конкретных листьев.
- Сравнение листьев.
- Описание объекта, составление и отгадывание загадок на основе паспорта.
- Построение высказывания по модели «Точка зрения».
- Творческая работа: аппликация из осенних листьев.
- Практическая работа: дорисуй половинку листа.
- Классификация деревьев по виду листьев и по сроку жизни листьев.
- Оформление атласа-определителя.
- Подготовка к защите проекта.
- Публичная защита проекта.
Можем дать несколько советов организационного характера.
Обычно, мы рассказываем родителям, какая работа и когда будет вестись по проекту, а также какая помощь может понадобиться нам от них.
Сам проект может затянуться по времени, но гербарий и последующая копилка листьев должны быть собраны вовремя – осенью.
Собранные листья мы разделили на две части: одну мы заламинировали, что позволило играть, не опасаясь повредить их, а другую оставили для рассмотрения в оригинале (рельеф, запах) и выполнения творческого задания.
Также рекомендуем заготовить шаблоны паспортов, мы помещаем в них фото листьев деревьев нашего края (в качестве объекта), т.к. сухие листья очень хрупкие и не выдерживают частого использования в атласе-определителе, который мы формируем как конечный продукт.
В дальнейшем мы с ребятами планируем посмотреть, есть ли связь между цветом и размером листовой пластинки и внешними факторами, а также попытаемся ответить на вопрос, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают.
С комплексным проектом «Листья» Натальи Голицыной и Аллы Нестеренко можно ознакомиться здесь:
https://www.jlproj.org/this_bi...
Фото из архива автора
Елена Ананьева, учитель ЧОУ "Дарина", Владивосток
авторизуйтесь